Как усмирить автомобилистов! Руководство для мэров



Каждый крупный мегаполис сталкивается с проблемой пробок, и все ищут выход. Сегодня в мире не придумали какого-либо решения лучше, чем ограничить использование личного автомобиля. Какие-то города выбрали путь "социальной справедливости"! Например, в столице Филиппин, Маниле, ты не можешь использовать автомобиль в один из дней недели, всё зависит от номера машины. Правда, социальной справедливости не вышло, так как богатые люди начали просто покупать по две машины и кататься в любой день.

В Джакарте, столице Индонезии, пошли дальше и приняли закон "3 в 1", по которому в центр города можно было въезжать только в том случае, если в машине сидит не менее трёх человек. И почти сразу же в городе появилась новая профессия. На улицах начали собираться толпы людей, которые за небольшую плату были готовы прокатиться с водителями-одиночками по центру города. Вскоре ограничение отменили.

Но большинство городов борется с личными автомобилями рублём (ну или другой валютой). Например, во многих городах есть платный въезд в определенные зоны, где-то существует ограничение парковки, а где-то надо ещё купить лицензию на право владения автомобилем.

Давайте посмотрим, как с личными автомобилями борются Сингапур, Пекин, Амстердам, Токио, Нью-Йорк и Лондон.

Хотели бы перенять их опыт?



Сингапур

Город без пробок. Шаг 2: лицензия на право владения автомобилем


Сингапур, возможно, пошёл по самому простому пути и отпугивает потенциальных автовладельцев завышенной в два или несколько раз ценой. Достигается это при помощи нескольких инструментов, самый серьёзный из которых – COE, или лицензия на право владения автомобилем.

Схема лицензирования была введена местным Дептрансом (Land Transportation Authority) в 1990-м году в ответ на лавинообразное увеличение количества личного автотранспорта. За право купить личный автомобиль в Сингапуре нужно бороться на аукционе. Лицензию дают на 10 лет на конкретный автомобиль. Перепродажа лицензии запрещена, равно как запрещена перерегистрация автомобиля на другого владельца, у которого нет собственной лицензии на эту же машину. Кроме того, регулятор сделал невыгодными все лазейки к спекуляции, например досрочное прекращение лицензии.

Когда лицензии исполняется 10 лет, автовладелец может продлить ее на дополнительные 5 или 10 лет либо снять машину с учета. Тут водитель встаёт перед моральной дилеммой: заплатить за продление лицензии сумму, значительно превышающую цену его подержанного автомобиля, или снять его с учета и продать, чтобы пересесть на новый автомобиль (но заплатив при этом такую же сумму за лицензию).

В посте о сингапурской лицензии я приводил в пример формирование цены на Porsche Cayman Coupe 2015 с объемом бензинового двигателя 2706 см3 (202 кВт / 275 л.с.).



Стоимость этой машины в Нью-Йорке в 2014 году составляла 66 300 S$ (сингапурских долларов), в Москве – 123 870 S$, в Сингапуре – 258 300 S$. То есть один и тот же автомобиль для сингапурца обходился в 2 раза дороже, чем для москвича, и в 4 раза дороже, чем для нью-йоркца.

Вот таблица, иллюстрирующая, как автомобиль в Сингапуре обрастает налогами.


Цена на упомянутую Porsche в Сингапуре возросла с 69 000S$ при ввозе машины в страну (OMV, или Open Market Value) до невероятных итоговых 258 000S$! Самые жирные составляющие стоимости автомобиля – это дополнительная прогрессивная пошлина (100% от OMV для первых 20000 S$; 140% от OMV для следующих 30000 S$; 180% для части OMV, превышающей 50000 S$) и COE.

Но и это ещё не всё! Если ты стал владельцем автомобиля, ты должен оплатить уйму налогов и взносов: дорожный налог, стоимость номера, комиссию с продаж в автосалоне, страховку, дополнительный налог на массу машины и дополнительный налог на объём двигателя. Владелец этой Porsche должен будет только дорожный налог ежегодно уплачивать в размере 2040S$.

Подробнее читайте в этом посте.


А ещё в Сингапуре – платные дороги! Да, помимо того что ты платишь кучу денег за сам факт обладания автомобилем (и покупаешь бензин), ты должен платить ещё и за перемещение этого автомобиля.

Город без пробок. Шаг 1: платный въезд


Система сингапурских платных дорог называется ERP, или Электронная Тарификация Дорогопользования. Это одна из четырех ныне существующих в мире систем ограничения доступа в центральные районы города "кордонного" типа. Из "передовой четверки" Сингапур своим опытом намного опередил другие города – Лондон, Стокгольм и Милан.


В текущем виде система ERP появилась на улицах города в сентябре 1998-го года. Она стоила Сингапуру около S$197 миллионов, но теперь ежегодно приносит в казну около S$80 млн при стоимости обслуживания в S$16 млн.

На весь Сингапур действуют 74 электронные рамки ERP, которые контролируют въезд в город. Система ERP состоит из нескольких базовых элементов:

— Внутреннего модуля In-Vehicle Unit (IVU), устанавливаемого под лобовым стеклом машины;


— Пары ворот ERP.


IVU имеют считыватель для дебетовой карты CashCard, пополнять которую можно либо в киосках самообслуживания и торговых точках, либо привязать её к своей кредитной карте для автоматического пополнения.


За неимением IVU при проезде рамки ERP предусмотрен штраф.

Тип IVU привязан к тому типу тарификации, который присвоен данному виду автотранспорта или мотоциклу, исходя из величины пассажировместимости, исчисляемой в Passenger Car Unit (PCU). Личный автотранспорт относится к типу 1 PCU, такси и легкие грузовики – также 1 PCU, мотоциклы и мопеды – 0,5 PCU, тяжелые грузовики – 1,5 PCU, и автобусы – 2 PCU. Таким образом, если в определенный момент тариф на въезд в зону ERP составляет 1$, то мотоциклисты платят по S$0,50, а автобусные компании – S$2. В настоящее время самый низкий тариф это S$0,50 за 1 PCU, а самый дорогой – S$3 за 1 PCU.

Ежедневно через рамки платных дорог в центре проезжает 4 миллиона автомобилей, а всего по городу – 6 млн. Ежемесячно всего лишь около 0,5% пользователей ERP нарушают правила (например, въезжают под рамки с непополненной картой CashCard).

Подробнее читайте в этом посте.


Токио, Япония

Личный автомобиль в Японии


Уровень автомобилизации в Японии – один из самых высоких в мире (на 1000 жителей приходится более 450 автомобилей). В Японии нельзя просто скопить денег и купить машину. Чтобы купить личный автомобиль, японцу придётся доказать, что он в состоянии будет им пользоваться, не причиняя неудобств окружающим.

Поэтому одно из основных требований – наличие личного парковочного места, расположенного в радиусе не более 2-х км от дома. Парковочное место часто арендуют. Стоит это примерно как однокомнатная квартирка в том же районе. Японцы к этому требованию относятся с большим пониманием, один мой знакомый японец даже считает, что продавать машину без парковочного места – это как продавать оружие без лицензии.

Важно не только наличие парковочного места, но и его размер. Когда вы подаете документы в полицию, вам надо предоставить чертеж вашей парковки. Полицейский может не разрешить купить вам новенький внедорожник, если посчитает, что ваша парковка слишком мала для него.

Во дворах все парковки размечены:


Около каждого места табличка с именем владельца места. Просто так поставить сюда машину нельзя. Аренда места во дворе в центре Токио может стоить 500 долларов в месяц. Если кто-то случайно поставит на ваше место машину, то можно смело вызывать полицию. Злодея эвакуируют.


При строительстве дома обычно сразу делают необходимое число парковочных мест. Так как места мало, то некоторые места двухуровневые:


Чтобы обзавестись автомобилем в Японии, нужно получить права (автошкола обойдётся в 3-4 тысячи долларов, зато экзамен почти все сдают с первого раза). Затем необходимо купить обязательную страховку (примерно 300$) и очень рекомендуемую дополнительную.

Годовой налог обходится в 100-500$ в зависимости от машины, также раз в два года нужно проходить обязательный техосмотр. Сначала он будет обходиться в 1000-2000$, однако чем старше автомобиль, тем выше эта сумма, и в какой-то момент становится выгоднее просто купить новую машину. Этим объясняется тот факт, что в Японии почти нет старых машин. Если старую машину не получится перепродать, то придётся заплатить приличную сумму за её утилизацию.

Городские парковки в Японии делятся на муниципальные и частные, причем предполагается, что уличные парковки должны быть муниципальными. Это может быть специально размеченная зона на обочине или отдельная территория вне проезжей части (почти всегда с паркоматом). В первом случае парковка чаще всего бесплатная, однако всё равно есть специальный автомат, где необходимо оплатить административный сбор.


Полученный билетик нужно закрепить под лобовым стеклом на заметном месте. Время парковки строго ограничено, обычно это 40 или 60 минут, если простоял дольше – придётся заплатить штраф.


На парковке на выделенной территории оплата почасовая. Как только машина останавливается, под ней вырастает специальная конструкция, которая блокирует колеса. Уехать, не заплатив, не получится.




Есть ещё вариант с передним барьером:


В некоторых случаях оплата перестает начисляться в ночное время, но оставить машину можно только до 3-х утра, потом её заберет эвакуатор.

Токио – один из городов с самыми высокими ценами на парковку в мире. В лучшем случае где-нибудь на далёкой окраине можно найти место за доллар в час. Ближе к центру эта сумма варьируется в переделах 3-6$. Торговые центры и прочие заведения часто предлагают скидки на парковку в зависимости от того, сколько вы у них потратите денег. Обычно примерно за 50$ можно получить 2 бесплатных часа. Помимо этого есть закрытые и подземные муниципальные парковки.


Частные парковки чаще всего многоуровневые. Иногда они выглядят как башни без окон и с единственными воротами, куда загоняют машину, и потом чудесный лифт убирает её куда-то на верхнюю полку (иногда просят ничего не оставлять в машине, потому что её может как-то неестественно поворачивать или наклонять по пути). На полу перед въездом практически всегда есть специальный диск, который разворачивает машину в нужном направлении, чтобы не пришлось выезжать задом на оживленную улицу.


На менее оживленных улицах иногда стоят просто железные многоэтажные полки, ничем не прикрытые.


Борьба с парковочными зайцами ведется очень активно. Если просто так бросить машину, то ждать долго не придётся: на лобовом стекле сразу же появится красная предупреждающая наклейка, которая уже обойдется в 100-200$.

Если водитель не опомнится, то в течение пары часов машина окажется на штрафстоянке, а штраф вырастет в разы. Отслеживать нелегально припаркованные машины стало гораздо эффективнее после того, как в 2006 году этим разрешили заниматься частным компаниям. Именно они щедро раздают наклейки и вызывают эвакуаторы.


Владеть личным автомобилем в Японии дорого. Вся эта система ограничений привела к тому, что японцы очень ответственно относятся не только к покупке автомобиля, но и к каждой поездке. У японца всегда есть выбор: либо быстро и дорого на личном автомобиле, либо еще быстрее и дешево, но на общественном транспорте.

Подробнее читайте в этом посте.


Амстердам, Нидерланды

Парковки в Амстердаме


В Амстердаме лет 10 назад власти решили навести порядок в городе, захламленном автомобилями – все парковки сделали платными. Бесплатных парковок в центре города не осталось вообще. После этой меры количество автомобилей в центре города сократилось на 20%, также уменьшилось количество людей, которые наматывают круги по кварталам в поиске "бесплатной" парковки.

В Амстердаме существуют несколько типов парковочных систем:

Паркоматы Pay-and-display (P&D)



Это обычные паркоматы, которые стоят на обочинах, всего в городе их около 3000. Стоимость парковки на улице колеблется от 90 евроцентов на окраинах до €5 в час в историческом центре города. Это одна из самых дорогих уличных парковок в мире. В Амстердаме есть одна особенность: в паркомате нужно вводить номер машины, класть под стекло талон не нужно. Парковочная полиция потом сканирует номера и через компьютер ищет нарушителей.


10-центовые зоны

Самая низкая плата за краткосрочную парковку в Амстердаме – 10 центов/час, но оставить автомобиль можно максимум на этот же час. 10-центовые зоны существуют на некоторых торговых улицах, на окраинах и вблизи кладбищ. Я, к сожалению, их не встречал, но, говорят, они есть ;)

Ограничение в один час сделано для того, чтобы люди не бросали на таких парковках машины надолго. Некоторые хитрецы каждый час ходили продлевать парковку. Чтобы с ними бороться, в Амстердаме ввели оплату через мобильный телефон, с её помощью возможна только одноразовая оплата парковки.

После введения системы машин в центре города стало очень мало:


Минимальная плата введена для того, чтобы город формально сохранял власть над такой парковкой. В противном случае штраф от незаконной парковки пойдёт федеральному правительству, так как по местным законам собирать дань город может только с нарушителей зоны платных парковок.

Кстати, автомобилям с пропусками для жителей нельзя парковаться на 10-центовых парковках с 9 утра до 7 вечера, чтобы они были максимально свободны.


Резидентские разрешения на парковку

Конечно, платить 5 евро в час, чтобы иметь счастье парковать машину около дома, – дорогое удовольствие. Но есть 3 варианта обзавестись относительно недорогой парковкой по месту жительства:

  • Получить специальное "резидентское" разрешение;

  • Арендовать гараж;

  • Купить себе парковочное место (от 40 000 евро).


Если у вас есть частная стоянка, вы теряете право на резидентское разрешение. Разрешения на парковку стоят 150 евро в год, но нужно отстоять в очереди несколько лет, чтобы купить его. Парковаться по такому разрешению можно только в своём районе, в других районах города оно не даёт никаких скидок. Еще интересный момент: если в вашем доме есть подземный гараж, вы тоже не имеете права на разрешение на льготную парковку – покупайте место в гараже.


На резидентские пропуски приходится лишь 10% от общего числа парковочных мест в городе.

Все остальные парковки платные. В итоге во дворах всегда есть места ;)



Park-and-ride (P&R)

Система перехватывающих парковок. P&R-парковки расположены на окраинах города. Водители могут заплатить €8 и получить 24-часовой билет на общественный транспорт для себя и до 2-х пассажиров. Одиночный билет стоит около 2-х евро, так что парковка получается бесплатной. Стоянка может быть продлена на тех же условиях до 48 и 72 часов.

Существует также программа "парковка и велосипед". Вместо транзитного билета пользователи P&R пользователи могут на весь день брать принадлежащий городу велосипед.



Контроль парковки

За парковками следит специальный патруль. Патрульные перемещаются на сигвеях, скутерах, велосипедах или пешком. Также есть специальные автомобили с шестью камерами, которые автоматически сканируют номера и выявляют нарушителей.

Двигающийся по городу на небольшой скорости (до 40 км/ч) фургон сканирует окружение со скоростью более 160 операций в секунду. Небольшая группа "надзирателей" следует за автомобилем на скутерах и выписывает штрафы. Эта система в два раза эффективнее прежней. Система автоматической проверки довольно точная, она определяет 98% номеров. Некоторые автомобили, в основном иностранные, проверяют "вручную".






Штрафы

Штраф за неправильную парковку в Амстердаме €50,90 плюс стоимость одного часа парковки (не более €5). Это не очень много, но зато выписывают эти штрафы оперативно. Стоит оставить машину на 10 минут, как сразу под лобовым стеклом появится квитанция. Максимальный штраф – €150 – за парковку на месте для инвалидов.


Подробнее читайте в этом посте.


Пекин, Китай

Почему в Пекине нет пробок: 7 секретов, которые рассказали Собянину


Перед Китаем в последние годы остро встала проблема автомобилизации, потому что в стране ежегодно продают гигантское количество количество машин. Только за 2016 году в КНР было продано 22,1 млн новых автомобилей. Это на 5 миллионов больше, чем в США, и в 15 раз больше, чем в России. И многим городам приходится идти на жёсткие меры, чтобы окончательно не задохнуться в пробках.

В связи с пробками, а также в рамках борьбы с загрязнением воздуха, администрация Пекина поставила цель к 2017 году ограничить количество личных автомобилей в городе 6-ю миллионами. Теперь в столице Китая очень сложно поставить на учёт новый автомобиль. Бывает, машину два-три года не получается зарегистрировать. Свободные номера каждый месяц разыгрывают в лотерее, но там дикий конкурс: по 70 человек на номер.

Кроме того, в Пекине во всём городе – платная парковка. Везде, куда бы вы не приехали, придётся за парковку платить, даже если вы там живете. 1 час парковки стоит в среднем 10 юаней, то есть 60 рублей. В городе висят камеры, фиксирующие нарушения остановки и парковки транспортного средства. Штраф – 200 юаней (1200 рублей), в некоторых случаях ещё и 2 балла к правам (прав лишают за 12 баллов в год). По городу ездят парконы и ходят парковщики, которые клеят штрафы.

Действуют ограничения на выезд в город по номеру автомобиля. В понедельник нельзя ездить по городу автомобилям с номерами, которые заканчиваются на 3 и 8, во вторник – на 4 и 9, в среду – на 5 и 0, в четверг – на 1 и 6, в пятницу – на 2 и 7. Ограничение действует в течение суток (а не рабочего времени). В праздничные и выходные дни – езди сколько влезет. Таким образом, каждый рабочий день 20% автомобилей остаются дома, а их владельцы пользуются общественным транспортом. Например, метрополитеном (цена поездки всего 2 юаня, 12 рублей) или автобусом/троллейбусом, стоимость проезда на которых настолько мала, что мы не будем публиковать её, чтобы не спровоцировать в Москве Майдан.

В Пекине действует очень жесткий режим проезда грузового транспорта. Есть груз? Нужен кран? Хочешь проехать внутрь 5-го кольца (практически весь город)? Велкам, но только с 23:00 до 6:00. По улице Чананьцзе (центральный проспект) на грузовике прокатиться вообще нельзя.

Въезд иногороднего транспорта в Пекин (сюрприз!) без специального пропуска запрещен. На въезде в город стоят специальные пункты проверки номеров, которые отсеивают нежелательных посетителей.

Подробнее читайте в этом посте.


Нью-Йорк, США

В Нью-Йорк, оказывается, не так-то просто попасть. Во всяком случае, бесплатно. Вот схема стоимости проезда по мостам и тоннелям Нью-Йорка, которую составил samsebeskazal для блога "Городских проектов".

Синим обозначены мосты, красным – тоннели, белым – бесплатные мосты. Стрелками показано направление, в котором взимается плата.


Сбор оплаты за проезд по этим объектам инфраструктуры в сочетании с платной парковкой имеет важное значение: количество автомобилей в городе существенно уменьшается, особенно в таком загруженном боро, как Манхэттен.

Первым делом отсекаются жители Нью-Джерси, многие из которых работают в Нью-Йорке. Чтобы по утрам они не наводняли город своими автомобилями, въезд сделан платным. Это мотивирует обитателей Джерси-Сити пересаживаться на общественный транспорт. Выезд из Нью-Йорка сделан уже бесплатным.

Кроме того, за счёт платного проезда уменьшается внутригородской трафик. Если жить на Статен-Айленде и использовать каждый день машину для поездок на Манхеттен, придётся тратить около 340 долларов в месяц только на оплату проезда. К этому надо прибавить стоимость бензина и парковки на Манхэттене. Просуммировав все траты, многие отдадут предпочтение метро, парому или автобусам-экспрессам, а автомобиль оставят для поездок за город или по магазинам.

Бесплатные мосты в Нью-Йорке соединяют городские улицы, а платные – скоростные магистрали. Пробки бывают и там, и там, но по платным удобнее ехать, когда нужно попасть из района в район. В результате город не задыхается от многочасовых пробок, и по нему можно более-менее комфортно передвигаться на машине. Заторы на дорогах бывают в основном в утренние и вечерние часы и довольно предсказуемы. По сравнению с Москвой пробок в Нью-Йорке нет.


Лондон, Великобритания

Жизнь в большом городе без личного автомобиля


Машина в Лондоне – это скорее исключение, чем правило. Ещё в 2012 году в Лондоне у 45% домохозяйств не было автомобиля. Лондон – это единственный регион Великобритании, где количество автомобилей снижается, а не растёт. На машинах если и ездят, то в основном в пределах своего района. Если же надо ехать в центр, то даже при наличии машины люди, скорее всего, предпочтут общественный транспорт.



Если вы работаете в центре, то машина – это выбор тех, у кого денег и терпения больше, чем здравого смысла. Причем в разы. Только чтобы въехать в центр, надо заплатить больше 10 фунтов. А потом еще 2-6 фунтов в час за парковку. Поэтому почти все ездят на метро, и всё больше лондонцев предпочитает автобус.



Ездить на машине очень дорого и не очень удобно. Дорого не потому что машина дорогая, а потому что страховка стоит больших денег, бензин в два раза дороже, чем в России, за въезд в центр вам придётся заплатить £11,50. А дальше ещё надо припарковаться...

В общем и целом в центре парковка на улице будет стоить от £2,4 до £4,4 в час. Ещё в качестве бонуса иногда надо поездить вокруг, чтобы найти парковочное место. А ещё больше 4 часов в одном месте чаще всего стоять нельзя – выпишут штраф. Крытая парковка с разной степенью охраны – от 5 до 15 фунтов в час, в спальных районах – 2-3 фунта в час.


Подробнее читайте в этом посте.

No HTML allowed in subject

   
 

Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting. 

(will be screened)