January 3, 2017

Блогер или журналист?

Недавно у Кашина проходил конкурс "Журналист года". Так вышло, что меня вначале Олег номинировал на эту премию, а потом я выиграл народное голосование. Основная борьба была с Ильей Азаром, который недавно покинул "Медузу"!

История с голосованием мало понятна стороннему наблюдателю. Это внутренняя тема, и её понимает только тусовочка. Представьте, что выбирают председателя закрытого английского клуба. Ну какое вам дело может быть до этого? А вот внутри клуба джентльмены бьют друг другу морды, строят коварные планы, как протащить своего кандидата, спорят и переживают. Тусовочка, конечно, офигела от такого возмутительного явления. Как это Варламов стал в их рейтинге журналистом года? Неслыханно! И начались важные споры на тему того, кто на самом деле журналист, а кто блогер. Даже Азар мне написал: "Ну какой ты журналист, ты же блогер!"

Потом мне из утреннего эфира "Эха Москвы" позвонил Александр Плющев с Таней Фельгенгауэр: "С нами на связи блогер Илья Варламов". Ведущие спрашивали меня, как это вообще я посмел стать журналистом года. Мне даже попытались предъявить, что в моём блоге есть реклама! Во как! По мнению Плющева, раз я размещаю в блоге честную и открытую рекламу, значит, я точно блогер, ведь ни один журналист не опустится до того, чтобы рекламный пост писать! Потом провели голосование среди слушателей, и 60% всё же согласились, что я журналист ) Было забавно.

В общем, сейчас тусовочка активно обсуждает, кто вообще может считаться журналистом, а кто не может. Но к журналистам мы вернемся чуть позже. Давайте про блогеров поговорим!

На этом месте надо сразу уяснить, что нет такой профессии – "блогер". Нет её, и никогда не было. Блогер – это человек, который ведет блог. Не более того. Вести блог – это не работа. Блог – это средство коммуникации. Способ доставки контента до потребителя.

Если Сталик пишет в свой блог рецепты – он не становится от этого блогером. Он повар, кулинар, хороший фотограф, но он не блогер. Когда Сталик начинает в свой блог писать про 62-ю больницу, он занимается журналистикой: делает расследование, информирует посредством своего блога людей о том, что происходит. Когда Навальный пишет в блог антикоррупционные расследования – он тоже занимается журналистикой. Навальный, кстати, очень хороший журналист. Сам феномен его политического успеха в том, что классическая журналистика в какой-то момент оказалась без яиц. То есть в нормальном здоровом обществе тем, чем занимается Навальный, занимались бы ведущие СМИ. Его фильмы-расследования должны были бы готовить на НТВ или Первом и показывать в прайм-тайм. Это обычная журналистская работа. Но в нашей стране все ссут, а Навальный нет. И его успех как раз в том, что он не ссыт, он мастерски владеет словом, он ясно и доходчиво излагает свои мысли. И из журналиста Навального быстро вырос Навальный-политик. К Навальному можно относиться как угодно, но называть его блогером может только полный мудак.

Запомните: нет никаких блогеров, микроблогеров, влогеров и т.д. Есть музыканты, фотографы, путешественники, писатели, поэты, операторы, режиссеры, художники, и каждый человек использует любые удобные для себя средства, чтобы доставить свой продукт до потребителя. Кто-то может печататься в газетах, кто-то идет работать в классическое СМИ, кто-то пишет в соцсетях, кто ведет канал в "Телеграме". Средства не важны. В современном мире важно доставить контент как можно быстрее до максимально большой аудитории. Вот и всё.

Кстати, выяснять, кто может называться журналистом, а кто нет, больше всего любит журналистская тусовочка. Чуваки считают себя некой элитой только по факту признания себя внутри тусовочки такими же, как они. Недавно даже создали профсоюз журналистов, который должен был журналистов защищать, но дело заглохло, не успев поехать, так как в самый ответственный момент начались споры: а кто на самом деле журналист, кто блогер, кто плохой журналист, кто хороший, кто пропагандон, кто мурзилка и т.д. Профсоюз журналистов был погребен под ворохом споров и неразрешимых внутренних разногласий. Удивлен ли я? Нет.

В общем, в мире журналистов всё очень сложно! Не пытайтесь разобраться.

Так чем же занимаюсь я?

Я главный редактор СМИ Varlamov.ru. Приятно познакомиться. Так как пока это очень маленькое СМИ, мне приходится выполнять почти все роли самому. Я и фотограф-любитель, и журналист-любитель. Иногда мне приходится брать интервью, проводить расследования, делать прямые трансляции, брать комментарии. В общем, всем приходится заниматься понемножку. Некоторые направления работают полностью самостоятельно. Отделом новостей на Varlamov.ru руководит Филипп Киреев, у него есть два помощника, и новости круглосуточно готовят для вас они. Все новости внимательно проверяются, мы не гонимся за трафиком и лучше 100 проверим, чем выдадим фейк. Есть ещё большой коммерческий отдел, которым занимается Катя Патюлина. Спасибо ей за рекламу и за возможность вести полностью независимую политику.

Вообще, возможность быть финансово независимым очень важна для журналиста сегодня. Большинство же сидит в клетке информационной политики своего работодателя. Может ли зритель знать, о чем думает корреспондент Первого канала на самом деле? Может ли читатель "Комсомольской правды" рассчитывать, что автор заметки будет с ним честен? Мы надеемся на это, но всегда делаем скидку на информационную политику работодателя. "Ага, это прокремлевские пропагандоны, а это либеральные, оппозиционные, наши". И только единицы могут позволить себе делать то, что считают нужным. Обычно это уже состоявшиеся журналисты, тот же Олег Кашин, который может совершенно спокойно рассуждать на любые темы и публиковать своим колонки, где считает нужным. Влияет ли кто-то на его мнение? Говорит ли ему работодатель, о чем написать, а о чем не надо? Нет. Этим он и ценен. Наличие рекламы в блоге, которая так не понравилась Плющеву, позволяет мне делать то, что я захочу. Я могу позволить себе поехать на любое событие и сделать репортаж о происходящем. И никто не будет говорить мне, на что сделать акценты, никто не завернет его перед публикацией.

Лично мне приходится совмещать десяток различных профессий. Не могу сказать, что в какой-либо из них я достиг профессионализма, но я достиг профессионализма в совмещении! За 10 лет мне удалось собрать огромную аудиторию, мое СМИ сейчас одно из самых посещаемых в России. Может быть, это и есть в вашем понимании "блогер", но я этим словом никого не называю и вам не рекомендую.

Мне кажется, в ближайшее время мы станем свидетелями большой революции в журналистике. Сейчас переоценено значение площадки. Ещё 50 лет назад площадка была журналисту необходима. Ну где ты будешь публиковаться, как не в газете? Где будешь делать сюжеты, как не на телевидении? Журналист не мог работать самостоятельно: оборудование было очень дорогое, производство контента требовало участия многих людей. Всё было очень сложно и дорого. И журналисты объединялись вокруг площадок. Такая система с небольшими изменениями дошла до наших дней и начала разваливаться.

Сегодня ролики, которые делают 20-летние ребята, набирают аудиторию больше, чем многие шоу на федеральных каналах. Самые крутые обзоры техники делает Вилса, получая миллионы просмотров, что не снилось ни одной подобной передаче с классического телевидения. Мы уже давно начали следить за новостями через блоги и социальные сети, а не через сайты классических СМИ. Вы даже не заметили, как в поисках новостей вместо сайта любимого СМИ открываете ленту "Фейсбука" или "Твиттера".

Автору больше не нужен посредник в виде огромной неповоротливой махины классического СМИ, чтобы донести свою информацию до потребителя. От посредника чаще больше проблем, чем пользы. Редактор говорит журналисту, что ему писать, что делать, куда ехать. Я постоянно сталкиваюсь с нытьем профессиональных журналистов, которых вынуждают ходить на скучные, никому не нужные пресс-конференции, ездить в непонятные командировки, а когда автор приносит редактору тему, ее часто зарубают, если она не проходит цензуру.

Пока единственный и главный плюс работы в классических СМИ — это возможность учиться. Для многих работа в коллективе – это опыт, это советы коллег и примеры. Расти в такой атмосфере проще. Но я не вижу преград для появления таких небольших коллективов вокруг определенных людей.

С развитием технологий необходимость в СМИ как в площадке для публикации, как в работодателе отпадет. Автор избавится от необходимости быть привязанным к площадке. Сами площадки утратят свою роль и станут не нужны. Конкуренция будет идти среди сервисов по распространению контента. Кто сможет предоставить удобный инструмент для автора, чтобы донести свою информацию до потребителя, тот и победит. На этом поле уже играют мессенджеры (привет "Телеграму" и его каналам), "Фейсбук", который уже давно хочет заняться новостями, и многие другие.

Меняться придётся и журналистам. Будущее за самостоятельными авторами, главный капитал которых – репутация и доверие аудитории. В журналистике будущего автор будет свободен и самостоятелен, как сегодня самостоятелен и свободен художник.

Сегодня одни журналисты презрительно называют других журналистов "блогерами". Завтра блогерами придётся стать им. Выбор невелик. Либо ты идешь вперед, либо сидишь, глотая пыль на обочине истории.

Победу в конкурсе "Журналист года" я воспринимаю не как признание меня лучшим журналистом в России: есть у нас журналисты и получше. Победу я воспринимаю как переход в новую эру журналистики, которую признали читатели. Кому не нравится, может пойти написать гневный пост у себя в блоге... Ой, у себя в газете ;)