October 21, 2016

Поколение евроремонта

В первой половине XX века архитектура переживала расцвет, она была на службе у госпропаганды, была частью идеологии. Архитектура должна была перековать людей, ей уделялось много внимания. Это время оставило нам великолепные памятники конструктивизма, добротные сталинские здания. Но на смену авангарду и сталинской роскоши пришло время экономии. Массовое строительство панельных пятиэтажек, борьба с излишествами – тогда архитекторов задвинули под строителей, и они начали начали выполнять скорее техническую функцию. Всё это вылилось в брежневское унылое говно, громоздкие серые мрачные коробки, которыми начали застраивать наши города. Архитектор должен был уметь проектировать коровники, фабрики и типовые дома. А набор инструментов был ограничен стандартным ассортиментом продукции железобетонного завода. Вот тебе плиты 3 на 6 – и строй из них хоть Эйфелеву башню... Но лучше коровник!

Вообще, последние 30 лет XX века во всём мире были для архитектуры не лучшим временем. Почти всё, что было построено в то время, хочется поскорее снести. Время экономии, время новых материалов, которыми ещё не научились пользоваться.

В 80-е было вообще не до архитектуры, а в 90-е в России началась эра Евроремонта. Внезапно открылись границы, всё перемешалось, и появилась возможность сделать что-то необычное. Люди начали путешествовать и впитывать в себя то, что делалось на Западе. На рынке появились новые материалы! Тогда же появилось сакральное понятие для многих людей – Евроремонт! Ни в одной стране мира нет такого слова. Что такое "Евроремонт"? Это попытка сделать из говна конфетку с ограниченным бюджетом. История не знает прецедентов успешного решения задачи. Но вот уже 25 лет люди пытаются сотворить чудо.

Вот представьте: у вас есть старая разбитая "пятёрка", а вам всегда хотелось "Феррари". Вы прилепляете на нее синие брызговики "Спарко", вы крепите на багажник гигантское пенопластовое антикрыло, можно поставить модные диски. Но "Феррари"-то всё равно не получится. Прохожие смотрят на вас снисходительно, вы продолжаете вкладывать деньги, но "пятёрка" – она и есть "пятёрка".

Когда человек пытается из своей квартирки в хрущёвке сделать филиал Версаля, это выглядит так же нелепо. Можно облепить стены пенопластовой лепниной, можно положить линолеум под паркет из красного дерева, но у вас всё равно будет двушка в хрущёвке. Чудес не бывает.

Нет ничего страшного в том, что кто-то у себя в квартире пытается навести красоту. В конце концов, каждый дрочит как он хочет, и не наше дело, что там творится за закрытой дверью. Страшно то, что это явилось результатом десятилетий уничтожения искусства. Поколение, которое в 90-е начинало тюнинговать свои жигули и квартиры – оно же выросло на брежневском монументальном говне и хрущёвской борьбе с излишествами. Страшно то, что сегодня эти люди руководят нашими городами. Обычные варвары, которые пришли стереть Рим с лица земли.

Вот так выглядел второй корпус бывшей духовной семинарии в Рязани. Не шедевр, но вполне добротное дореволюционное здание, которое неплохо смотрелось на улицах города.

А вот так варвары начали его реконструировать.

Сбили весь декор и облицевали всё китайским керамогранитом.

Вставили пластиковые стеклопакеты, а так как арочные окна были слишком дорогими, их просто заложили.

Получилось вот так.

Обычное невзрачное говно вместо уникального исторического здания.

Сделать из говна конфету ещё ни у кого не получалось, зато сделать говно из конфеты – это без проблем.

Обычные варвары уничтожили историческое здание. Сколько таких варваров в России? Не счесть. Им бесполезно что-то объяснять и доказывать. Они не поймут.

Когда здесь была архитектура. Сегодня всё уничтожили.

Мусорная архитектура

Чем опасны цветные дома

Как сделать так, чтобы архитекторы перестали проектировать говно

Полная жопа на Украине

Космическая архитектура

Сбербанк шагает по стране