October 2, 2016

Русские покоряют Америку: деньги за шаги

Как заставить человека заниматься спортом? Идеально, чтобы человек сам к этому пришел. Все знают, что нужно следить за собой, нужно тренироваться, чтобы не разжиреть в молодости и не развалиться к старости. Но большинство людей откладывают здоровый образ жизни на "следующий понедельник". Но мотивировать человека можно и по-другому. Например, платить ему деньги за занятия спортом! Да, представьте, что платите не вы, а вам. На первый взгляд идея кажется фантастической, кому это может быть выгодно? Но потом выясняется, что ваше здоровье важно не только вам. Например, государству важно, чтобы люди были здоровыми, это сократит нагрузку на медицины. Здоровые сотрудники выгодны работодателю. Меньше больничных, больше производительность труда. Так что нет ничего удивительного, если вам завтра за занятия спортом начнут платить.

Хотя, уже сейчас есть подобный стартап. И придумал его, конечно, наш соотечественник, чтобы зарабатывать на ответственных британцах и американцах. Про проект уже написали Reuters, Forbes, The Telegraph и даже бывший "Цукерберг позвонит"! Начиналось всё, конечно, в России.

Sweatcoin (со стартаперского английского переводится как "Потная монетка") – это приложение, которое заставляет тебя ходить. За каждую 1000 шагов тебе дают монетку. Монетку можно потратить на здоровую еду, одежду, занятия в спортзале и так далее. А можно и на благотворительность.

В Сан-Франциско я встретился с одним из создателей "Арзамаса" Данилом Перушевым, который отправился в Кремниевую долину, чтобы продвигать Sweatcoin. Попытался узнать, зачем это нужно и как они планируют зарабатывать.

– Как тут по сравнению с Москвой?

– Хорошо!

– А все жалуются, что плохо...

– Для тех, у кого нет денег, тут очень дорого. Они у меня есть, поэтому я не чувствую себя плохо. Но я понимаю, когда люди говорят, что тяжеловато: если в Москве последние несколько лет я не считаю деньги, то тут ты опять начинаешь смотреть, что сколько стоит, где подешевле, в какой магазин лучше пойти...

Важно знать, зачем ты здесь находишься. Просто приехать потусоваться – окей, но тогда лучше приезжать как турист. А если ты хочешь работать, то ты должен больше зарабатывать, чтобы находиться тут. Или понимать, для чего ты инвестируешь в это [в жизнь в США].
Вторая важная вещь: твой социальный капитал полностью обнуляется. Там [в России] ты многое сделал, всё знаешь, а тут ты опять на базовом уровне, нужно объяснять людям, зачем им с тобой встречаться. Опять же, если за тобой есть какой-то продукт, ты не просто так приехал, они готовы тебя слушать, потому что все ищут свою выгоду.

– Сколько примерно нужно, чтобы нормально себя чувствовать? Где граница среднего класса? В Москве вот тысяч 150 нужно...

– Я думаю, что здесь надо вдвое умножать смело. Тут взрослые люди живут вместе из-за того, что не могут позволить себе отдельное жилье. Вот это стоит $4000 в месяц: тут гостиная и 4 спальни. Мы по две тысячи платим, и это нормальная цена. Чтобы жить отдельно, в Сан-Фране нужно минимум $3000, в рублях это почти 200 тысяч.

– Плюс ещё еда дорогая...

– Можно находить дешёвую мексиканскую еду. Мы вот приехали – мне парни местные говорят, куда ходить. А вообще, обычная история, когда сюда приезжают, живут тут полгода, сливают все деньги и уезжают домой.

– Как тебе климат?

– Это шок! Приезжал – было тепло, ходил в шортах. В этот раз приехал – тут холодно... Такая погода: на солнце тепло, в теньке холодно, ещё ветер иногда начинает дуть, поэтому всегда с собой джинсы и куртки. Но потом понимаешь, что это хороший "рабочий" климат, как сентябрь в Москве.

Но всё равно тяжело. Те, кто в восторге от города [Сан-Франциско], – это люди, которые чувствуют себя ограниченными в Москве в любых предпочтениях: религия, цвет кожи и так далее.

Москва – город мейнстрима. Если в Москве примыкаешь к какой-нибудь группе, то становится сложно. Там я был как большинство, и всё было в порядке. Теперь я приехал сюда, и я понимаю людей, которым тут сносит крышу, потому что они раскрываются...
Никогда бы не выбрал Сан-Фран для жизни: очень дорого, прохладно, город сам по себе не очень. Тут мало культуры. Штаты заражают своим прагматизмом... Это не очень здорово.

– Какая "зарплата" в Долине у основателя стартапа?

– Я думаю, что в районе $80 000 в год.

– Мало совсем...

– Ну, может, до 100. Да, 80 – совсем мало, особенно после налогов. В Англии примерно так же: я знаю, что фаундерам не любят платить больше 60 тысяч фунтов в год.

– Чтобы на хлеб с маслом хватало.

– "Феррари", конечно, не купишь.

– Что такое Sweatcoin?

– Это такая штука, которая даёт тебе деньги за то, что ты ходишь. Был такой идеологический загон: чтобы люди ходили дольше и жили здоровее, нужен такой продукт, который бы их мотивировал. Когда мы начали копать, то упёрлись в момент, который в английском языке называется "презент байерс".

Это значит, что мы как вид, как люди, не любим делать что-либо, результата чего мы не видим немедленно. Заниматься спортом и знать, что ты будешь жить не 70, а 80 лет, – это не для людей. Но есть немедленное потребление: в нашем продукте будет история о том, что ты ходишь и ты зарабатываешь монеты. За каждые 1000 шагов ты получаешь монету, то есть не в неопределённом будущем, а сразу.
Вторая идеологическая телега – это то, что люди, занимающиеся спортом, знают: движение есть ценность. Но для остальных именно Sweatcoin призван быть таким инструментом, чтобы на выходе получилось что-то вещественное. От других приложений он отличается тем, что у нас очень крутой алгоритм подсчёта шагов. А ещё приложение не сажает батарейку смартфона.

– Алгоритм подсчёта шагов отличается?

– Да. Потому что с тем же "Фитбитом" всё слишком просто: кладёшь его на стиральную машину – он начинает считать шаги. Его разработчики не могли знать, что люди готовы себя обманывать. Мы же строим идеологию вокруг того, что валюту можно будет снимать. Мы смотрим на GPS-трэк, акселерацию, на скорость, на траекторию. Уже пытались вешать телефоны на собак.

– Сейчас вот у "Покемонов" тоже надо ходить – там люди прикрепляли смартфон к поезду.

– "Покемоны" сделали очень крутую штуку, но они очень быстро выгорят, они уже выгорают. Но это правда, люди тоже начали ходить. У нас был инфоповод для прессы: ходишь ищешь покемонов, а тебе ещё и за шаги платят )

В Sweatcoin есть профиль, лидерборд среди друзей: можно посмотреть, кто сколько прошёл и, главное, на что потратить можешь. На этот вопрос большая часть людей в Англии и Америке ответит легко: пройдутся, отправят монетку на пожертвование и почувствуют себя лучше.
Идея в том, что Sweatcoin меняет поведение людей. В Англии мы уже это наблюдали: люди ходят на 11% больше, чем раньше.

– Приносить деньги эта история планирует?

– Да, продажа корпорациям. Когда мы доказываем полезность Sweatcoin большими цифрами, этим интересуются несколько игроков, у которых есть деньги: это работодатели, которым нужно, чтобы их сотрудники не болели. Компании говорят: мы заводим Sweatcoin для всех сотрудников, у вас есть лидерборд, единственное, что нам нужно – это сделать свой маркет бонусов: дополнительный выходной, ужин с начальником, массаж, отпуск, поездка на курорт... Это для них очень круто: люди действительно начинают ходить, перестают болеть.

Мы предлагаем Sweatcoin компаниям за 12 фунтов в год на человека.

– То есть тебе платят компании?

– Да, это самые быстрые деньги. Ещё мы рассчитываем на страховые компании в Англии. Они же тебя оценивают, присваивают группу риска. Если кто-то будет страховать здоровье, они смогут делать скидку исходя из того, что человек пользуется Sweatcoin, а значит, опять же, болеет меньше. Это очень большой рынок, и страховые компании очень консервативны, но мы туда придём.

Третий способ (это большая мечта) – использовать свэткоины для оплаты налогов. Государству же тоже не нужно, чтобы люди болели, оно хочет экономить на здравоохранении. Можно предложить ему брать на 1% меньше налогов с тех, кто использует Sweatcoin. Все говорят, что в США не получится, а вот в Европе может получиться, если мы хайп поднимем.

Мы запустились в Англии месяц назад, у нас там уже 10 000 пользователей. Здесь искали партнёров, в итоге подписали контракт с венчурами, это было примерно $900 000.

– А второй раунд когда?

– Второй – в конце года.

– И сколько хотите привлечь?

– Знаю, но не скажу вам )

Вообще, тут считается, что нужно около 2-х миллионов, чтобы каких-то результатов достичь. Один разработчик получает $150 000 в год. Если нужно сделать мобильное приложение, то необходимы уже три программиста, то есть $450 000 ты потратишь только на них. Тут имеет смысл работать, если тебя будут покупать "Гугл" или "Фейсбук", они часто покупают компании вместе с инженерами и идеей.

– Я общался с ребятами, и тут все говорят: мол, плохо, что ты из России. Относятся с недоверием, особенно если ты брал деньги в России.

– Я не поднимал тут ещё деньги, но это одно из тех мест, где если ты русский – это хорошо: значит, ты умный.

– А когда в России выйдет Sweatcoin?

– В принципе, мы можем запуститься когда угодно, но тут мало денег, а ещё нам тогда нужно будет кого-нибудь нанимать. Кроме того, у нас мало людей, которые заботятся о здоровье, и мы мало ходим из-за зимы.

– Если ты придёшь к нам в "Почту России" и скажешь: "Хотите, чтобы ваши сотрудники стали здоровее?" – что тебе ответят?

– Они не знают, сколько они на это тратить готовы. Думаю, наши ещё не готовы.

– Сколько у вас пользователей?

– 10 000 в Англии и 3000 в США.

– 10 000 за три месяца – это не мало?

– Это не мало, потому что у нас нет специальной механики по тому, как пользователи могут приводить других пользователей. Наша проблема не в привлечении аудитории, а в подписании партнеров, чтобы были офферы – на что можно тратить свэткоины. Каждый человек считывает главное сообщение: ты можешь ходить по улице, ничего не делать, и тебе за это будут платить. Я завтра могу привести миллион человек, но тогда они всё скупят, и всё накроется медным тазом.

– То есть вы сейчас не заинтересованы в большом количестве пользователей?

– Сейчас мы не заинтересованы в большом количестве пользователей. Мы заинтересованы в балансе между офферами и пользователями.

Пока что приложение Sweatcoin доступно в США и Великобритании и работает на айфонах начиная с модели 5s.

Русские покоряют Америку: SkyTechSport

Русские покоряют Америку: TraceAir

Сан-Франциско: бомжи, океан и русские мозги