May 31, 2016

Вот и сказочке конец: Венесуэла разваливается

С замиранием сердца слежу за событиями в Венесуэле. Почему? Между прочим, Венесуэла – наш хороший друг и деловой партнер. Нет, денег они нам не платят ни за что, у них их нет, зато если надо что-то признать и поддержать нас на международной арене, венесуэльцы тут как тут. Кроме того, страна уже почти 20 лет строит настоящий коммунизм. Так что ностальгирующим по совку Венесуэла очень нравится. К сожалению, праздник заканчивается. Думаю, у вас осталось совсем немного времени, ведь в нынешнем виде страна доживает последние годы.

Последний раз в Венесуэле я был в 2013 году. Тогда Уго Чавес ещё был президентом, но уже не приходил в сознание, доживая последние дни. Каракас шокировал своей нищетой, серостью и безнадегой. Мой таксист сразу поведал мне о черном рынке валюты, где я и продал свои доллары в три раза выгоднее, чем в официальных обменниках. Венесуэла многим представляется неким раем на земле. Все вот эти истории про настоящий коммунизм, про бензин дешевле воды всегда очень возбуждают халявщиков.

Уго Чавес с халявщиками заигрывать очень любил! Первым делом, придя к власти, он всё отобрал и поделил. Национализировал всё, что работало в стране – от мобильной связи до нефтяных производств. Отменил вступительные экзамены в ВУЗы. И остальные экзамены тоже. "Вступительные экзамены в вузы страны являются устаревшим методом, который исключает возможность получения высшего образования для молодых ребят из народных масс... В этой связи вступительные экзамены отменяются," – сказал Чавес.

Вскоре мечта пролетариата сбылась! Чавес уравнял богатых и бедных – и те, и другие были вынуждены ходить в туалет с фонариком, так как кончилось электричество.

Но вскоре Чавес умер, и на смену ему пришел новый вождь всё с той же повесткой! В его обращениях к нации все громче звучали фразы вроде "экономическая война", "саботаж", "насилие" или "паразитирующая буржуазия".

А через год закончилась еда... Актуальная венесуэльская шутка о дефиците:

– Когда лучше всего идти за продуктами в магазин?
– Когда ты видишь перед ним огромную очередь.

Тогда Мадуро принял закон о честной торговле и образовал специальный Комитет справедливых цен, который следит, чтобы злобные капиталисты-предприниматели не мучали народ наценками. В магазины и торговые центры для проверки цен отправились 27 тысяч "народных инспекторов" из Единой партии Венесуэлы, 516 "партийных ячеек народной борьбы" и более чем 500 представителей армии. В торговых центрах ставили палатки Комитета справедливых цен, чтобы военные и инспекторы могли неустанно следить за ходом торговли.

Тогда же многие западные компании (General Motors, Toyota, Ford) и авиаперевозчики объявили, что покидают рынок из-за огромных убытков. Больницам не хватало лекарств. Ситуация усугубилась падением цен на нефть.

С 2014 года цены на нефть начали падать, а вслед за ними и экономика Венесуэлы. В чём же здесь секрет? А-ха-ха-ха, оказывается, недостаточно быть членом ОПЕК, чтобы процветать и купаться в любви народа. Знаете, какова доля нефти в структуре доходов страны от экспорта? 96%!

Национальная валюта стремительно обесценивается. В 2015 году уровень инфляции в Венесуэле составил 181% – это самый высокий показатель в мире и одновременно самый высокий показатель за всю историю страны. Между прочим, это официальные данные Центробанка. На самом деле инфляция может достигать и 300%. Но это версия ЦРУ, которую мы с негодованием отвергнем! Правда, в этом году антирекорд, скорее всего, будет побит: МВФ прогнозирует рост инфляции до 720%...

Чтобы как-то исправить ситуацию, в феврале Мадуро пошёл на жёсткие меры. Он решился на первое почти за 20 лет повышение стоимости 95-го бензина – сразу в 60 раз. Пока видимого эффекта это не принесло.

Даже простые венесуэльцы, привычные к тяжёлым условиям жизни в тоталитарном государстве, начали жаловаться. Внезапно выяснилось, что некомпетентность властей может заставить продукты таинственным образом исчезнуть из твоего холодильника. Страна столкнулась не только с дефицитом, но и с голодом.

Кто-то стал есть два раза в день вместо трёх, кто-то перестал закупать продукты на неделю просто потому, что денег больше не хватает. Другие рассказывают, что питаются теперь тем, "что есть вообще нельзя". Это на фоне того, что в стране не хватает кофе, масла, сахара, лекарств, товаров широкого потребления и даже туалетной бумаги!

Поход в обычный супермаркет теперь превратился в настоящее испытание.

Год назад Мадуро обещал пускать людей в супермаркеты по отпечаткам пальцев. Судя по всему, до этого не дошло, но продукты из категории "субсидированных" (молоко, растительное масло, рис, макароны, мука и т.д.) в магазинах продают только по удостоверению личности. Купить один и тот же товар можно только раз в неделю, а пытаться закупиться в другом магазине бесполезно: система заметит, что на этой неделе ты уже купил свой хлеб, и ничего тебе не продаст.

Из-за дефицита товаров и полуголодного состояния людей Венесуэла столкнулась с резким всплеском преступности. Грабежи магазинов стали самым обычным делом.

Тем, кто тоскует по Советскому Союзу, можно советовать шоппинг-туры в Каракас.

Изобилие мяса и птицы в Валенсии

Венесуэльцы запустили кампанию под названием "Пустые холодильники", чтобы показать миру, что у них происходит на самом деле.

Вот, например, Эдуардо пишет, что благодаря социализму ему и его детям стало нечего есть.

Интернет-революционер Луис сетует, что молоко закончилось.

"Сделано социализмом XXI века", – говорит Лурдес о "жалкой картине своего холодильника".

Юрист Миллер Альвино показывает полный воды холодильник и говорит, что это всё благодаря Мадуро и его "14 двигателям экономики". "14 двигателей экономики" – это для Венесуэлы общественно-политический мем типа майских указов Путина. 14 двигателей должны были стащить страну с нефтяной иглы, но что-то пошло не так.

Вдобавок ко всему приятный подарок Венесуэле подкинула природа: этой зимой из-за сильной засухи электростанции страны выработали слишком мало энергии. А денег на её закупку в бюджете тоже нет. Что делать? Правильно, экономить за счёт бюджетников! Всем бюджетникам Венесуэлы урезали рабочую неделю до двух дней. Теперь они трудятся лишь по понедельникам и вторникам, все остальные дни у них выходные.

Ещё одной мерой экономии энергии стал перевод часов на полчаса вперёд. Кроме того, с конца апреля по всей стране каждый день отключают электричество. Даже торговые центры работают лишь по 4 часа в день, чтобы отдать государству немного электричества.

Опять же, важное замечание: версию о засухе высказывают власти. Оппозиция (которая широко представлена в парламенте Венесуэлы – вот это номер!) в неё не верит и советует Мадуро иногда включать мозг.

Эксперты оценивают вероятность дефолта Венесуэлы в ближайшие пять лет в 97%. В таких странах обычно всё решается очень просто: были обязательства перед народом и иностранными предприятиями – нет обязательств. Всё.

Мадуро тем временем продолжает гнуть свою линию. В середине мая он призвал захватить заводы, участвующие в забастовках, и посадить в тюрьму их владельцев. Вождь заявил, что во всём виновата... буржуазия! Оказывается, президенту не понравилось, что крупнейший в стране производитель напитков и продуктов питания Polar Group с 30 апреля перестал делать пиво. Компания заявила, что ячмень импортировать больше невозможно из-за тупости некомпетентности властей, так что пусть народ теперь пьёт воду, которой тоже нет. Проблема там, на самом деле, в ограничении на обмен валюты (вроде того, что действует и в Туркменистане). Би-би-си напоминает, что владелец Polar Group Лоренцо Мендоза – ярый противник президента.

Мадуро был так зол, что 13 мая объявил в Венесуэле чрезвычайное положение. По его словам, это нужно, чтобы дать отпор "агрессии Запада": разумеется, именно Запад виноват сейчас в том, что происходит в стране. Как будто и не было никого, кто два десятка лет проваливал диверсификацию экономики и сытно жил у нефтяной кормушки.

Оппозиция резонно заметила, что чрезвычайное положение понадобилось Мадуро лишь для того, чтобы избежать отставки. Президентский срок Мадуро заканчивается лишь в 2019 году, но оппозиция требует, чтобы он ушёл немедленно. Сейчас противники президента пытаются собрать 4 млн подписей под петицией, необходимой для проведения референдума об отстранении Мадуро от власти. Мадуро, кстати, согласился на проведение такого референдума, но заявил, что госпереворота не потерпит.

На тему правления Мадуро высказывались очень многие, но общее мнение, пожалуй, выразил бывший президент Уругвая Хосе Мухика, известный также как "самый бедный президент":

"Моя поддержка Мадуро не означает того, что я не скажу ему, что он сумасшедший. Он сумасшедший как козел, в Венесуэле все сумасшедшие, они лишь говорят обо всем, но так они не смогут исправить ничего".

Мадуро в ответ сказал, что "сумасшедшим как козёл" он стал от любви к Венесуэле, Боливарианской революции и Уго Чавесу...