May 1, 2016

Владикавказский трамвай

Трамвайная система во Владикавказе всё ещё действует, и, судя по активным баталиям её противников и сторонников в СМИ, закроют её нескоро. Но в деле уничтожения трамвая Владикавказ продвинулся куда дальше некоторых других городов, где царствуют крепкие хозяйственники.

Дело в том, что в городе потеряли... целое депо! Ну как – потеряли... Продали непонятно кому. Оказывается, в 2014 году прошли электронные торги, в результате которых троллейбусно-трамвайное депо площадью 10 614 кв. метров перешло в руки некоего Иранбека Баева за 2 970 000 рублей. То есть, депо продали по цене квартиры на окраине Владикавказа... Ещё за 1,5 млн рублей Баев получил 42 трамвайных вагона и 11 троллейбусов. Правильно, зачем они городу, давайте лучше маршрутки плодить.

01. Вот так во Владикавказе мгновенно избавились от ценнейшего ресурса городского хозяйства.

02. Местные жители связывают продажу депо и его имущества с именем бывшего мэра Сергея Дзантиева (хотя, судя по репортажам местных новостных сайтов, тот активно трамвай защищал). Но даже если Дзантиев и его команда не имели отношения к этой позорной распродаже, она произошла именно в его правление.

03. Трамвайные пути в плохом состоянии.

04. А все трамваи увешаны ужасной рекламой.

05. Проданное депо – единственное место в городе, где ремонтируют подвижной состав.

06. Учитывая, что в городе эксплуатируются чешские Tatra 80-х годов выпуска, которые до этого служили в Германии, закрытие депо может стать катастрофой для трамвая и для самого Владикавказа.

07. Но пока депо работает. Местные СМИ пишут, что "новый владелец Иранбек Баев еще не предъявил прав на собственность". Прекрасно! А что будет, когда предъявит? Впрочем, новая администрация собирается вернуть депо в свою собственность и просит суд признать договор купли-продажи недействительным.

08.

09.

10. Суть такова: раньше всем электротранспортом во Владикавказе управляло ВМУП "Трамвайно-троллейбусное управление Владикавказа", которому и принадлежало депо. Потом его обанкротили и назначили конкурсного управляющего.

11. Тот должен был уведомить о готовящейся сделке управление земельных ресурсов мэрии Владикавказа, но не сделал этого.

12. То есть, предыдущая мэрия, вроде как, и не знала о продаже депо, и тогда Дзантиев тут ни при чём. Но никаких толковых расследований на эту тему нет. Посмотрим, удастся ли городу вернуть себе депо.

13. Кстати, вместо обанкроченного МУП сделали новое – "ВладЭлектроТранс". Его руководитель Олег Дедегкаев объяснял, что часть зданий и территории депо была продана, чтобы покрыть долги предыдущего предприятия.

14. Зато теперь "ВладЭлектроТранс" арендует 15 трамваев у нового собственника по цене 5,5 тыс. руб. в месяц за вагон. Ещё 17 вагонов предприятие арендует у "Владгортранса". Собственных трамваев у оператора, видимо, нет.

15. В январе "ВладЭлектроТранс" обещал купить у "УралВагонЗавода" 10 новых трамваев, но сделка выглядит бессмысленной, если сам Дедегкаев и говорил, что сейчас трамваи сильнее всего страдают из-за изношенных донельзя путей. На данный момент "сверхдопустимый износ" имеют более 70% из 55 км путей. Глава управления транспорта Владикавказа Борис Дзитоев считает, что полная модернизация трамвайных сетей обойдётся в 1 млрд 200 млн рублей.

16.

17.

18. Новому МУП в каком-то смысле легче, потому что троллейбус в городе уже благополучно уничтожили. Теперь "ВладЭлектроТранс" может сосредоточиться на трамваях.

19. Дедегкаев жалуется главным образом на изношенность путей и самих трамвайных вагонов, а также на недостаток финансирования. Он говорит, что город спасает только высокое качество даже подержанных чешских трамваев, но долго так продолжаться не может.

20.

21.

22. Отличный мост.

23.

24. Новая мэрия во главе с Борисом Албеговым предлагает сократить трамвайные линии более чем в 2 раза, пишет "Осетия Times". Власти намерены сохранить его только в исторической части города и убрать из густонаселённых районов, лишив трамвай статуса самого популярного вида общественного транспорта. Горячо поддерживают ликвидацию трамвая местные гаишники, которые верят, что этот вид транспорта мешает движению автомобилей.

При этом Владикавказ – один из "ветеранов" трамвайного движения в России, оно тут открылось ещё в 1904 году. Конки в городе никогда не было, трамваи пустили сразу на электрической тяге. Кстати, занималось созданием трамвая "Анонимное общество Владикавказских электрических трамваев и освещения" с офисом в Брюсселе. В своё время собирались даже построить линию Владикавказ – Тбилиси, но не сложилось.

25. Однако мэрия интересуется не историей, а состоянием трамвайного оператора. На 1 апреля 2016 года сумма долгов ВМУП "ВладЭлектроТранса" по зарплатам, а также перед налоговыми органами, пенсионным фондом и другими организациями составляла 43 млн рублей. В этот день движение всех трамваев в городе было остановлено из-за долгов перед энергетиками на сумму 881 тыс. рублей.

Глава "ВладЭлектроТранса" Олег Дедегкаев утверждает, что все проблемы копились на протяжении 20 лет, с тех пор, как "прекратилось централизованное финансирование". По его словам, себестоимость перевозки одного пассажира намного выше тарифа (устанавливается республикой, а не городом; с осени 2015 года составляет 13 рублей), и эту разницу надо как-то компенсировать.

26. Несмотря на все проблемы трамвая во Владикавказе, многие чиновники и депутаты высказываются за его сохранение и даже предлагают расширить сеть, продлив линии до ближайших населённых пунктов.

Владикавказ, Северная Осетия