April 14, 2016

Омские дороги: кто виноват, что делать?

Сегодня первый вопрос на прямой линии с Путиным был про Омские дороги. Удивлен ли я? Нет, не удивлен. Состояние дорог в Омске сейчас – главная тема в стране. Омск терпит бедствие, и нет ничего важнее спасения Омска. Операция в Сирии, панамские офшоры, выборы в Госдуму – всё меркнет по сравнению с жутким Омском.

Я уже показывал вам ужасные Омские дороги, но что с этим можно сделать и кто в этом виноват? Омские власти внушили жителям, что они стали заложниками пустого бюджета и несправедливого отношения к Омску со стороны Москвы. На самом деле, омичи стали жертвами неквалифицированного руководства.

Да, в Омске нет денег. Но почему их нет? И что предприняли городские власти, чтобы их получить? Возьмем те же дороги. Я поговорил с Юрием Кокушем из "Асфалайта" (вы его уже знаете), о том, что можно было бы сделать, чтобы исправить ситуацию. И вот что он рассказал:

«Идея такая: решение дорожного вопроса в Омске надо разделить на техническую и политическую части.

Прежде всего, нужно определить команду. Сейчас между мэром Омска и губернатором Омской области нет взаимопонимания, и никто дорогами не занимается.

После того, как команда будет создана, необходимо провести аудит всех договоров, связанных с ремонтом и содержанием дорог. Нужно понять, кто и как их должен обслуживать в соответствии с этими договорами. Кто-то за дороги определённо отвечает, потому что есть же на том знаменитом видео люди, которые засыпают землю в ямы – им кто-то зарплату платит, даёт бензин, лопаты и так далее.
Все действующие договоры по возможности надо разорвать: хуже, чем сейчас, уже не будет. Время не зимнее, снег, чтобы город не встал в пробках, расчищать не надо.

На те фирмы, которые не соблюдают гарантийные сроки, надо подать в суд. Тем фирмам, которые отвечают за содержание дорожной сети, вообще надо перестать платить. Можно сразу начинать судиться. Так хоть какие-то деньги сразу появятся. Соответственно, надо будет понять, какими средствами мы располагаем.

Далее нужно нанять компанию и в первую очередь провести технический аудит состояния водоотводов и других инженерных сооружений. Затем выбрать те объекты, где можно обойтись малой кровью, где не нужен серьёзный ремонт, где в более-менее приличном состоянии находятся очистные сооружения. Какие-то водоотводы, возможно, нужно просто прочистить. То есть, в ряде мест ситуацию можно улучшить почти сразу.

Все эти процедуры требуют проведения торгов. Можно уложиться в пару месяцев, если собрать все деньги, которые высвободятся.

Параллельно с работой над водоотводами надо дать задание спроектировать один небольшой объект, чтобы он был выполнен так, как этого требуют технические нормы. Никаких миллиардов не потребуется. Если отвести воду, грамотно уложить нижний и верхний слои асфальта, сделать грамотную планировку газонов и освещения, это можно реализовать на одном-единственном объекте.

Следующий этап: когда водоотвод построен, можно начинать делать какое-то покрытие. Нужно проинспектировать улицы, изучить, где есть ливнёвки, где нет, с каких можно отвести воду с помощью траншей и т.д.

Кто-то будет говорить, что "город встанет", но это ерунда, ничего не случится. Всё равно попытки залатать дорогу "по мелочи" ничего не дают.
После того, этот объект будет готов, надо переходить к политической составляющей – идти и выбивать деньги на всех уровнях. На этой стадии можно подключать и Росавтодор: существует программа, по которой государство дотирует регионы. Распорядителем этих субсидий является сам Росавтодор. Для того, чтобы регион получил эти субсидии, он должен соблюсти ряд требований (они есть на сайте ведомства). В том случае, если регионы сами делают проекты, Росавтодор может вложить в проект половину стоимости.

В феврале 2016 года замглавы Росавтодора Георгий Прокуронов заявил, что регионы будут получать субсидии из центра только если используют все собственные целевые ресурсы, такие как акцизы и транспортный налог. Кроме того, эти деньги необходимо направлять именно на дорожное хозяйство, траты дорожных средств на другие цели лишат регион федеральных субсидий.

Безусловно, дорожный фонд нельзя тратить на что-то другое. Тогда появляется какой-то шанс.

При этом надо понимать, что сопротивление тех, кто сейчас работает в дорожной отрасли или связан с ней, будет очень серьёзным. Естественно, те фирмы, которые там сейчас работают, ничего путного сделать не могут. Поэтому нужны электронные торги с нормальным финансированием. Подрядные организации можно приглашать из соседних областей, чтобы не было конфликта интересов.

По программе субсидий регионам (в этом году по ней будет направлено 130 млрд рублей) мэр может подобрать любой объект, сделать на него проект, пропустить этот проект через экспертизу Росавтодора и получить от государства 50%. Главное – не замахиваться сразу на громадные объёмы, а исходить из того, что есть.

Существует Сибирское управление Росавтодора с основной дирекцией в Новосибирске, её возглавляет сын Амана Тулеева, и у них есть филиал в Омске. Никто из мэрии с местным управлением Росавтодора не общался... Будет ли в этом году проект от Омска на эти субсидии, пока неясно. На сайте Росавтодора написано, что Омск должен был подать эти документы 7 апреля, но поступили они или нет, непонятно.
В Росавтодоре рассказывают, что с губернатором они встречались, но из-за того, что отсутствует взаимопонимание между мэром и губернатором, в Омске ничего нет. Всё зависит от того, сможет ли мэр или губернатор создать команду и замотивировать её.

Нужно показать Росавтодору хотя бы 100 метров готовой дороги: мол, у нас было 20 млн рублей – вот мы 100 метров улицы сделали. Плюс дорожный фонд. Дорожный фонд – это деньги "окрашенные", то есть, понятно, сколько Омск акцизов собирает. Ещё надо вытаскивать Омский НПЗ из-под "Газпром нефти", чтобы НПЗ платил сам как юрлицо.

Сейчас федеральный центр воспринимает Омск так: "Вам сколько денег ни дай – вы всё закопаете". Так что надо доказывать необходимость субсидирования проектов реальными делами».

Примерно это бы делал грамотный мэр, и не сейчас, а несколько лет назад. И сегодня, к 300-летию, город не лежал бы в руинах, а строился и развивался. И подобных историй мне рассказывали много, совершенно разные люди из разных организаций. Три года назад Омск мог получить деньги на восстановление Омской крепости и восстановление набережной, но они тупо не смогли подготовить проект и забрать деньги. То есть, им уже все выделили, осталось просто проект сделать, но нет. Омск мог давно начать строить нормальный скоростной трамвай, а не закапывать деньги в метро, но это никому не нужно. И так по всем направлениям.

Сегодня после прямой линии в сети появились фотографии, как в Омске якобы начали ремонтировать дороги:

Фото: Типичный Омск

Фото: Типичный Омск

Такой ремонт можно делать только для фотографии. Толку от него нет никакого. Обратите внимание, что они вручную раскидывают асфальт. Невозможно равномерно распределить и уплотнить смесь, остывает тоже неровно. Качество получается плохое. Главное – там, похоже, не отвели воду, а это точно разрушит покрытие очень быстро. Будет хорошо, если эта заплатка до 300-летия доживет, но, возможно, сойдет после первого ливня.

Основная проблема Омска – это чиновники, которые не соответствуют занимаемой должности. И, конечно, жители, которые позволяют им эти должности занимать. Спасите Омск!

Жуткий Омск

Жуткий Омск: дороги

Жуткий Омск: одна большая свалка

Жуткий Омск: жуткие дворы

Жуткий Омск: прогулка по улицам

Омск готовится отметить 300-летие

Омские дороги: кто виноват, что делать?

Хороший Омск

Жуткий Омск наносит ответный удар!