April 10, 2016

Новые профессии: стартапер

Стример, пикчер, ольгинский тролль – это всё профессии для узких специалистов, которые через пару лет, возможно, перестанут быть актуальными. Но сегодня мы поговорим о занятии, которое может осчастливить целое поколение, не стесняя при этом ничью фантазию.

Каждый подросток хочет стать новым Стивом Джобсом или Илоном Маском, Тони Старком или Павлом Дуровым. Теперь для этого необязательно уметь программировать с 10 лет или ещё в школе проводить свои первые маркетинговые исследования и продавать всё подряд. Достаточно грамотно запустить стартап.

Конечно, все знают историю WhatsApp. Кто же не хочет продать своё приложение "Фейсбуку" за 19 миллиардов долларов и потом навсегда уйти на покой или, наоборот, начать строить космические корабли и покорять Вселенную! Но насколько это вообще реально?

Большинство стартап-команд не существует долго. С одной стороны, это дань быстро меняющемуся миру: нужно уметь улавливать тенденции (а лучше вообще чуять их заранее) и мгновенно менять направление развития бизнеса. С другой, неизбежна усталость друг от друга стартапера и инвесторов. Особенно если стартап не удалось монетизировать так быстро, как хотелось бы обоим.

В результате резвые стайки стартаперов мигрируют от одного венчурного фонда к другому, делятся по-новому, как во дворовых футбольных командах, уходят к конкурентам, бегут от конкурентов, приводят инвесторов, отпугивают инвесторов и так далее. В этих условиях перед стартапером стоит задача создать такую команду, которая сможет производить качественный продукт до привлечения первой крупной инвестиции. Потом уже можно и переделиться.

Перейдём в вопросу, который волнует всех: существуют ли успешные стартапы в России? Конечно, да! Вот лишь некоторые заголовки последних новостей о стартапах:

"Американская компания с российскими корнями Scentbird, которая продаёт пробники дизайнерских духов по подписке, привлекла $2,8 млн".

"Сервис для поиска и записи к врачам DocDoc получил инвестиции в размере $4 млн. Средства в онлайн-сервис вложил российский венчурный фонд Guard Capital".

"Российско-британский сервис Lobster, который позволяет покупать и продавать контент (фото и видео) пользователей соцсетей, привлек £342 тысячи через сервис краудинвестинга Syndicate Room".

"Российский стартап HUDway Glass привлек более $200 тыс. за 10 дней на Kickstarter. Об этом CNews сообщили в HUDway. Как отмечается, HUDway Glass представляет собой оборудование, соединенное со смартфоном и транслирующее всю дорожную информацию на прозрачном стекле прямо перед глазами водителя".

Под словом "успешный" я в данном случае имею в виду именно способность привлекать средства инвесторов. Это получается у многих. Например, стартапы в бизнес-инкубаторе "ИТ-парка" в Казани привлекли 600 млн рублей инвестиций за 4 года. Сейчас резидентами инкубатора являются 47 стартапов, так что на один стартап приходится в среднем 12,7 млн рублей. Сумма небольшая, но для начинающей компании это отличный задел. Другое дело, что далеко не всегда у стартапера получается сделать качественный скачок и начать продавать свой продукт.

Российско-американский сервис по продвижению нативной видеорекламы Virool на днях сообщил, что привлёк $12 миллионов от таких инвесторов, как Menlo Ventures (вкладывал деньги в Uber, Tumblr, Periscope), Thomvest Ventures, Yahoo Japan, Flint Capital и 500 Startups. Компания заявляет, что собирается использовать эти средства, чтобы расширить своё присутствие на мировом рынке рекламы. Всего с 2012 года Virool привлёк уже более $19 млн.

Руководит Virool уроженец Ростова-на-Дону Александр Дебелов, который, правда, ещё школьником оказался в США. Когда он пытался втолковать инвесторам, что знает, как маскировать рекламные видеоролики под "естественный" контент, 20 из 20 отказались дать деньги на развитие.

В итоге первые инвестиции Virool получил через венчурный фонд Y Combinator, в который основателям посоветовал обратиться создатель Gmail Пол Бакхайт. К 2013-му году к Virool уже стояла очередь из инвесторов, от которых Дебелов и его коллеги требовали за полчаса объяснить, как те намерены помочь им "построить многомиллиардный бизнес".

Штат компании за несколько лет вырос с 4 до 100 человек, а её стоимость некоторые эксперты оценивают в $100 млн. Один из самых успешных рекламных роликов, которые продвигал сервис Дебелова: видео с Месси и Коби Брайантом посмотрели 144 млн человек.

Как вы уже поняли, создать в России стартап и привлечь сотни тысяч долларов инвестиций вполне реально. Для этого можно даже воспользоваться "окологосударственным" бизнес-инкубатором. Другое дело, что все по-настоящему успешные стартаперы по-прежнему тянутся в США.

Во-первых, никто не может быть уверен в том, что его соседи по бизнес-инкубатору ни с кем не аффилированы. Во-вторых, даже если российского инвестора и легче будет убедить вложить деньги в проект, он может быстро потерять интерес к сотрудничеству или, наоборот, станет пытаться контролировать бизнес-процесс.

Как же стать стартапером?

1. Придумать проект (или подсмотреть его где-нибудь, впоследствии модифицировав).

2. Поверить, что он хоть чем-то лучше, чем сотня-другая подобных (особенно в плане монетизации). Если поверить удалось, можно начинать искать инвесторов. Для этого нужно выучить такие термины, как "венчурный фонд", "бизнес-ангел" и "краудинвестинговая площадка".

Читайте TechCrunch, знакомьтесь с его базой стартапов. Следите за краудинвестинговыми площадками типа Syndicate Room. Так вы сможете понять, какой бизнес охотнее финансируют инвесторы-профессионалы и инвесторы-любители, что именно может привлечь их средства. Изучайте деятельность венчурных фондов, смотрите, во что они с готовностью вкладываются. Ищите гениальных первопроходцев-неудачников и думайте, как использовать их идею, но избежать их ошибок.

3. Рассказать о своём проекте всему миру. В России для этого есть специальные СМИ типа VC.ru (бывший "Цукерберг позвонит") и Firrma. С одной стороны, это может быть опасно тем, что все-все-все в интернетике смогут при желании посягнуть на вашу идею и вообще похитить интеллектуальную собственность. С другой, шум в медиасреде (или "хайп", как говорят все модные стартаперы) значительно облегчит переговоры с инвесторами.

Параллельно можно использовать для продвижения проекта какую-нибудь популярную краудфандинговую платформу и соцсети. Если инвестор увидит, что вы работаете над привлечением клиентов самостоятельно и желаете как можно скорее начать извлекать прибыль, он проникнется к вам доверием.

Участвуйте в стартап-конференциях (например, Startup Village от "Сколково" и Startup Сабантуй и Kazan Startup Weekend от "ИТ-парка"). Даже если бизнес-инкубаторы кажутся вам фигнёй, на конференции может затесаться какой-нибудь приятный инвестор, с которым вы получите шанс познакомиться лично.

4. Поймать за крыло бизнес-ангела и представить ему свой проект. Существует, например, рейтинг самых активных бизнес-ангелов. Присмотритесь к ним. А для тех, кто не привык к общению с инвесторами, ещё в 2014 году публиковали список основных ошибок стартапера.

5. Запомнить, что приоритетом должно стать извлечение прибыли, и делать для этого всё возможное (например, работать почти круглосуточно). Стартап, который не сможет продавать свой продукт, никому не нужен. Если вы разработали хорошее, интересное и красивое приложение, которое умеет определять по фотографии модель трамвая или вычислять фамилию и звание гаишника, это ещё не успех. Успех – это когда вы знаете, как его продать, а инвестор вам верит.

6. Не зацикливаться на IT. Да, это сейчас главная сфера формирования стартапов, все делают приложения и/или роботов. Но деньги можно привлечь на что угодно, даже если это будут инновационные шлёпанцы для душа. Знаете, кому и как продать их? Инвестор уже смотрит на вас как зачарованный? Вперёд!

7. Продать инновационные шлёпанцы компании Google, а приложение с гаишниками – компании Facebook. Хвастаться перед одноклассниками новыми кроссовками и соревноваться с патриархом, у кого быстрее яхта.