March 20, 2016

Московский стрит-арт

Стрит-арт — дело тонкое. Я много рассказывал в своем блоге о том, как уличные художники преображают городское пространство на Западе. У нас с этим делом все обстоит куда хуже. Во-первых, из-за того, что действительно качественный стрит-арт на улицах Москвы начал появляться сравнительно недавно. Во-вторых, потому что эту область активно пытаются монополизировать городские власти и разного рода патриотические организации. Тем не менее есть в Москве и очень крутой стрит-арт. Другой вопрос: как долго он живет и выживет ли вообще? Давайте посмотрим, как меняется московский стрит-арт с годами.

Доходный дом общества «Великан» на Садовой-Спасской улице уже давно служит холстом для неонашистского движения Сеть. Осенью 2014 его силами здесь появилась огромная, но не очень понятная агитка про фондовый рынок, а не так давно аллюзия на инсталляцию датского художника Марко Эваристти. По словам авторов, новое граффити про Путина, готовящегося уничтожить «мировые правила, созданные англосаксами». Впрочем, ничего нового.

С Таганской площади исчез огромный агит-арт с нашим Крымом. Два года назад я уже писал о нем. Тогда этим занималась компания со странным названием «ЛГЗ-АРТ», которая до этого присвоила себе заслуги летнего городского фестиваля «Лучший город Земли». После эти ребята без согласования городских властей начали расписывать стены, пропагандируя «патриотизм и любовь к Родине». Они планировали разукрасить еще 2000 домов, но, к счастью, что-то пошло не так. Патриотическое граффити на Таганской закрасили, а про «ЛГЗ-АРТ» и их обещания все забыли. Сейчас на этом же месте висит огромный плакат, посвященный юбилею победы.

А вот как заканчивает в Москве достойный стрит-арт. В июне 2013 известная команда художников «310» в рамках летнего городского фестиваля «Лучший город Земли» нарисовала на трамвайном депо имени Апакова граффити в стиле поп-арт.

Его посвятили Петру Апакову, революционеру и работнику трамвайного депо, по инициативе которого в октябрьских уличных боях 1917 года использовали бронированные трамвайные вагоны. В прошлом году работу полностью закрасили. Видимо, городским властям она показалась слишком смелой или недостаточно патриотичной.

Стена дома № 10 строение 1 по Новослободской улице чего только не повидала. Сначала, в июне 2014, на ней разместилось патриотическое граффити «Вернули свое» авторства Константина Степанова – активиста и художника все той же «Сети».

По его словам, «такая форма проявления творчества — это больше, чем искусство». Спустя год здесь уже была довольно милая реклама от Nintendo «Дотянись до звезд!», а недавно ее место заняла уже другая реклама, на этот раз от «Аэрофлота», закрасившего чуть ли не половину города. При этом, по словам главы департамента СМИ и рекламы Ивана Шубина, его ведомство не выдает разрешений на размещение рекламы в виде граффити на стенах домов.

Отличный пример качественного стрит-арта можно обнаружить на стене дома № 9/16 строение 1 по Гончарной улице. Автором этой работы является итальянский художник Агостино Якурчи, известный 300-метровым рисунком для школы в Алжире и оформлением фасадов таких административных зданий, как Академия искусств в Риме, университет в Безансоне и римская тюрьма Реббибиа. Оставить свой след в Москве ему удалось в рамках уже упомянутого выше фестиваля «Лучший город Земли». Сатирическое граффити «Densers» сохранилось до сих пор. Единственная проблема: у девушки на рисунке со спины уже начала сыпаться штукатурка.

Еще один отличный стрит-арт находится недалеко от здания Большого театра на стене дома №16 по Большой Дмитровке. Автор рисунка – всемирно известный своим ярким стилем бразильский художник Эдуардо Кобра.

В рамках проекта «Стена воспоминаний» он изобразил великую балерину Майю Плисецкую в образе Одетты/Одилии из балета «Лебединое озеро». Появление красочного граффити было приурочено к ее 88-летию.

Изначально на Рождественке на стене дома № 23/5 строение 2 был нарисован рекламный стрит-арт каких-то кроссовок. Рисунок быстро закрасили, и долгое время здесь была обычная голая стена.

Так продолжалось бы и дальше, если бы в 2014 году до нее не добрался австралийский художник Fintan Magee, считающийся уличным художником-монументалистом. Его работу «The Messenger» можно увидеть на этой стене и сейчас.

Встречаются в Москве и отличные рекламные граффити. Сначала бутылку воды Perrier нарисовали на стене дизайн-завода Флакон, а после ее же, но уже в другом стиле, изобразили на Болотной набережной неподалеку от Красного Октября.

"Живая Москва" – спецпроект с сетевым изданием m24.ru