October 6, 2015

Вредные советы для Москвы

Вчера вечером Москомархитектура совместно с ГлавАПУ явили чудо - стандарты благоустройства улиц, а точнее "Альбомы типовых решений благоустройства территории вылетных магистралей". Дело это хорошее, по идее теперь, когда что-то надо будет отремонтировать или перестроить, строители не будут каждый раз изобретать велосипед, а будут обращаться к этому руководству. Москомархитектура отчиталась, что работа проделана колоссальная, "новые правила позволят сформировать безопасную и эстетически комфортную среду" и даже мнение "экологов, экспертов и жителей учли". Даже дизайн книги заказали у Артемия Лебедева, чтобы совсем хорошо было.

При детальном рассмотрении стандартов возникают вопросы. Во-первых, не очень понятно назначение альбома. Почему он только по вылетным магистралям? Чтобы оправдать такую новую категорию городского пространства как "вылетная магистраль" или подготовка альбома типовых элементов и принципов, которые могут масштабироваться на остальные улицы города? Во-вторых, не рассмотрена даже типология и анализ "вылетных магистралей Москвы", и все примеры даются из Берлина и прочих европейских городов, где такого понятия вообще не существует.

Но меня, как велосипедиста, больше всего заинтересовало, как авторы предлагают делать велодорожки. Тем более в последнее время с этим возникает много проблем...

Все, что касается велодорожек, выглядит пока очень сыро и непродуманно. С введения велодорожки попадают в раздел пешеходных зон...

Далее там же и остаются. Хотя по тексту предполагается разделение потоков велосипедистов и пешеходов, на схемах это нигде не прослеживается. Велосипедисты как бы по мере возможности впихиваются в пешеходную зону.

Нигде не рассматривается, в каком случае велодорожка выполняется односторонней или двухсторонней. По каким принципам это выбирается? Понятия "велополоса" авторы вообще не слышали. Могли бы мой блог почитать.

Еще несколько примеров:

Велодорожки вперемешку с пешеходами, мелкорозничной торговлей и озеленением:

Велодорожку предлагается прокладывать прямо по тактильной плитке:

Велодорожки предлагается выполнять из резиновой крошки. В целом набор странных рекомендаций (велодорожка шириной 1 м, это самый минимально возможный параметр, который нигде уже в развитых городах с активным велодвижением не применяется как правило. Буферная зона между разными направлениями движения велосипедистов - нигде в мире такого не видели, московская инновация):

Набор всех неудачных вариантов размещения:

При этом на 115 странице правил авторы пишут: "Устройство велосипедной дорожки в пешеходной зоне должно осуществляться при условии соблюдения принципа недопущения создания помех для пешеходного движения, а также обеспечения непрерывности велосипедного перемещения в городской среде."

Варианты ливневых решеток, опасных для велосипедистов (в альбоме только такие):

Неудобные парковки. Любой человек, кто хоть раз парковал свой велосипед, поймет, что здесь не так (стр. 234)

Скачать правила можно здесь.

Ну и самое интересное, в списке авторов этого документа я не нашел ни одного специалиста по проектированию велодорожек. Поговорил с московскими активистами велодвижения, может быть кого-то привлекали, опрашивали, брали комментарий. Нет.

Когда в следующий раз увидите бестолковую велодорожку по середине тротуара, вы знаете, кто это посоветовал.

Надеюсь, Москомархитектура обновит свои рекомендации и выпустит версию 1.1.

О том, как правильно проектировать велодорожки, читайте здесь.