October 1, 2015

Вторая волна кризиса

На мои последние вакансии откликнулся 1691 человек! Из них 150 захотели работать редактором, 566 пожелали получить должность координатора в моем новом проекте, а 975 человек написали, что они просто хорошие люди и им нужна работа. Раньше отклик на вакансии был намного меньше. Ну, 300, максимум 500 писем приходило.

Начал потихоньку разгребать почту и собеседовать людей. Об этом, конечно, будет отдельный пост. Почти у всех одинаковая история: «Проект, над которым я работал закрыли, у инвестора кончились деньги» или «Я работал в иностранной компании, но она свернула бизнес в России и всех сократили» или «У нас всех увольняют с 1 октября».

Люди рассказывают, как безуспешно ищут работу, как нет вакансий и тысячи специалистов остались на улице. При этом люди заметно умерили свои аппетиты по уровню зарплаты. Если раньше руководитель проекта начинал разговор от 3000-5000 долларов в месяц, то теперь уже и на 1500 согласен. Никто уже не спрашивает на собеседовании про соцпакет, премии, никто не закатывает глаза и не говорит: «Мне для работы нужен топовый Макбук! На Винде я работать не привык!» В общем, за последний год все сильно просело, а самые сложные времена, судя по всему, еще впереди.

Другой мой знакомый, который много лет на зиму уезжает в теплые края отдыхать, на днях написал:

— Так. Отъезд на остров, похоже, откладывается до неопределенных времён. Сорри за ложную тревогу.
— Ого, а что такое?
Да ничего особенного. Кризис в отрасли оказался серьезнее, чем казался. Пара серьёзных заказов слетела, заказчик отменил. Так что теперь не до поездок.
— Плохо
— Угу. Даже не представляешь – насколько. Ну, ладно. Что тут поделаешь.

И это тоже не единичный случай. Из 10 моих друзей зимний отпуск заграницей отменили 7! При этом прошлую зиму, которая пришлась на разгар первой волны кризиса, никто планов не менял. Люди сжигали резервы, все думали, что это не надолго, что можно быстренько проскочить. Оказалось на долго. Сейчас многие протрезвеют и ужаснутся.

Из доклада Всемирного банка следует, что уровень бедности в России превысит в 2015 году 14% населения и в последующие два года не опустится ниже этого уровня. Это значит, что 20 миллионов россиян будут выживать и никто им не поможет.

Начинается урезание социалки. Минтруд предлагает почти в два раза увеличить стаж, необходимый для получения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Накопительную часть пенсии опять заморозили на год. Скорее всего повысят пенсионный возраст. Не сейчас, так после выборов через пару лет.

Одно радует, по оценке Всемирного банка, экономика России уже достигла дна.