September 1, 2015

Долой парковки!

Москва по-прежнему является одним из самых загруженных городов мира. Столичные власти, поглядывая на Пекин, задумываются о том, чтобы ввести ограничение на число автомобилей, но пока побаиваются реакции водителей.

Однако пробки и другие сопутствующие явления душат Москву не круглый год. Летом ситуация несколько иная. Пока одни служат приманкой акулам на пляжах Шарм-эш-Шейха, а другие валяются на персидских коврах безвкусных подмосковных особнячков или обслуживают шестисоточные морковные плантации, дороги заметно пустеют. Движение становится менее плотным, парковочные места освобождаются, в городе дышится легко и привольно...

По данным ЦОДД, осенью автомобилей на дорогах Москвы в среднем примерно на 250-300 тысяч больше, чем летом. Меньше всего машин в столице где-то с середины июля по середину августа. Эксперты говорят, что в это время их число даже примерно соответствует пропускной способности московских улиц. Жаль, что затем водители возвращаются, и на протяжении следующих 11 месяцев город снова мучают пробки...

Но сейчас не об этом. Раз мы знаем, что 300 тыс. автомобилей на целый месяц фактически исчезают из города, почему бы не воспользоваться ситуацией. Освободившиеся парковочные места можно превратить во временные общественные пространства. Сегодня поговорим о чуде урбанистической мысли – парклетах – и о том, для чего они нужны.

В сусальной лужковской Москве единственными сезонными явлениями были арбузно-дынные развалы и торфяной смог. Постепенно жители города и бизнесмены приучили чиновников к тому, что летние кафе, которые занимают часть тротуара – это тоже нормально.

Но в отношении всего, что касается положения водителей, чиновники по-прежнему испытывают необъяснимый трепет. Вероятно, это связано с тем, что сами они привыкли передвигаться исключительно на машинах. С превеликим трудом удалось внедрить платную парковку в центре города, и то без массовых протестов автовладельцев не обошлось.

Предложение устраивать в Москве парклеты в летние месяцы тоже наверняка вызовет шок у тех, кто до сих пор уверен, что городу нужны широченные улицы с множеством автомобильных полос и больше ничего. Но шоковая терапия тоже полезна. По крайней мере, кто-то запомнит это слово и задумается о том, почему в последнее время парклеты при создании дружелюбной городской среды используются всё чаще.

Что же такое парклет? Это небольшая общественная зона (да-да, не отвыкайте от этого словосочетания), которая создаётся на парковочной полосе и представляет собой логическое продолжение тротуара. Зачастую это деревянная платформа, которую монтируют на одной высоте с тротуаром. На ней могут быть скамейки, клумбы, обеденные столики и/или шахматные столы, велопарковки, тренажёры, качели и так далее.

Парклет может быть исключительно сезонным или относительно постоянным, но в любом случае это не капитальное строительство, а потому его обустройство стоит значительно дешевле, чем "полноценное" общественное пространство с блэкджеком и плиточкой.

Все парклеты должны легко демонтироваться в случае ухудшения дорожно-транспортной ситуации или, скажем, погодных условий. Например, если город заваливает снегом, должна быть возможность быстро собрать и увезти парклет, чтобы он не мешал уборке улицы. А когда дачники и офисные путешественники массово возвращаются в город, парклеты в свою очередь возвращают им парковочные места.

Первые парклеты, к слову, появились в Сан-Франциско в 2010 году. Изначально парклет был задуман именно как общественное пространство, но в некоторых городах их разрешено создавать частным собственникам: например, в Монреале рестораны используют парклеты как дополнительные веранды. Соответственно, отдыхать там могут не все горожане, а только посетители. Но чаще это всё-таки полноценная общественная зона:

Как правило, парклеты создаются для пассивного отдыха, а не для активного, хотя ничто не мешает поставить там тренажёры, баскетбольное кольцо, стол для настольного тенниса или, скажем, повесить мишень для дартса. Правда, первый опыт с устройством велотренажёров на парклете в Лос-Анджелесе был провальным: ими почти никто не пользовался.

Парклеты – отличное решение для городов, которым не хватает зелени, и в которых масштабную программу озеленения осуществить невозможно.

Бывают парклеты, которые вовсе не предназначены для людей. В этом случае они служат для озеленения города. На них можно разбить дополнительный газон, разместить деревца в кадках, разбить красивый цветник или пустить плющ по деревянной решётке.

Кроме того, парклеты способны по крайней мере в летний период решить проблему узких тротуаров. Когда есть парклеты, вся ширина пешеходной зоны может использоваться для передвижения прохожих, а зоны отдыха можно смещать как раз на бывшие парковочные места.

Сейчас сезонные парклеты применяются, например, в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Как видите, больше всего таких зон создаётся именно в США.

Иногда возникают внезапные сложности: например, один из парклетов в Сан-Франциско, славящемся свободой нравов, облюбовали нудисты, а на другом разные компании регулярно устраивают попойки. Парклет в Бостоне пришлось ликвидировать из-за ссоры между двумя рестораторами, в зону интересов которых он попал. Одному бизнесмену парклет понравился, а второй пожаловался на то, что его клиенты лишаются дополнительных парковочных мест, и в итоге победил в споре.

Но это, скорее, единичный случай. В Филадельфии парклеты пришлись местным бизнесменам по нраву. Один из них рассказал, что благодаря парклету продажи выросли настолько, что ему пришлось нанять дополнительных сотрудников.

Организация University City District опубликовала доклад, в котором, в частности, описала самый успешный парклет, который привлекал до 150 уникальных посетителей в день. Выяснилось, что это пространство площадью 240 кв. футов (22,3 кв. метра), недалеко от которого находился киоск с тако и лавка с мороженым (на фотографии, увы, не вышеописанный парклет).

Как ни странно, одной из ключевых составляющих успеха парклета было небольшое количество сидячих мест и "текучесть" посетителей – то есть, места должны быстро освобождаться, в противном случае парклет не будет привлекать прохожих. Естественно, в основном люди останавливались там, чтобы поесть. Но парклеты вне зоны влияния забегаловок использовались для других целей – чтения, работы и так далее.

Директор UCD по планированию и экономическому развитию Према Гупта намекает на то, что парклет оказался для города куда полезнее, чем два парковочных места, которые он временно занял: "Как вы думаете, лучше, когда эти два парковочных места используются 150-ю уникальными посетителями или двумя автомобилями?"

Скоро в Москве будут парклеты, а все остальные города будут нам завидовать!