Реклама
July 29, 2015

Народная стратегия: путь от идеи до бизнеса

-=По заказу Школы корпораций развития=-

Каждый день мне на почту приходит десяток писем от людей со всей России с различными идеями и просьбами поддержать или помочь советом. Это, конечно, приятно, что люди ко мне обращаются с такими просьбами, но помочь я могу не всегда. В какой-то момент в блоге организовал даже рубрику, в которой стараюсь поддерживать молодые проекты, бесплатно их рекламируя. Многим это очень помогло, судя по отзывам.

Вообще, идей у людей много, и идей хороших. Проблема в том, что большинство не может свои идеи продавать. Под продажей я имею ввиду целый комплекс мероприятий, в результате которого ваша идея может материализоваться. Ведь без реализации идея – это просто идея. И тут совершенно неважно, что вы хотите сделать – благоустроить детскую площадку во дворе, открыть дворовый кинотеатр или найти инвестора и произвести новый русский "Айфон".

Вот здесь наступает самый сложный момент: найти нужных людей, добиться того, чтобы тебя выслушали и поняли. У каждой идеи и инициативы свой путь. Кому-то везет, а кто-то годами бегает со своими гениальными идеями и ничего не может сдвинуть с места. Особенно сложно с этим в регионах. В Москве получить доступ к нужному телу, найти инвестора или добиться понимания у чиновника проще, и денег в Москве больше. А в регионах – сложнее. Поэтому важно создавать понятные площадки и процедуры, через которые бы отбирались и поддерживались стоящие идеи.

Сегодня расскажу вам об одной такой площадке, называется она "Народная стратегия", и сделали ее в Архангельской области силами "Корпорации развития" (КРАО). Фактически власти придумали площадку, на которой любой житель области может представить свои инициативы и идеи. Первый смотр идей, форум "Народная стратегия Архангельской области", прошел в Архангельске совсем недавно, 10-12 июля. Форуму предшествовали стратегические сессии на уровне районов области.

На площадке "Народная стратегия" инициаторы представляли свои проекты в самых разных сферах, чтобы затем можно было построить схемы поддержки наиболее готовых инициатив, а для остальных сформировать рабочие группы для их доработки. В данном случае "Корпорация развития" выступает в качестве партнера проекта и инициатора от имени правительства региона.

Все без исключения инициативы и проекты получают поддержку, а формы поддержки разные, в зависимости от стадии развития инициативы. Этот формат возник в результате совместной работы "Корпорации" со Школой корпораций развития.

Форум проходил в три этапа: "День потребностей", "День возможностей" и "От слов к делу".

В первый день организаторы устроили парад проектов, инициированных жителями области. На площадке у Архангельского театра драмы им. Ломоносова в пяти тематических шатрах было представлено около 60 проектов по различным темам: IT-технологии, развитие лесной промышленности; проекты в сфере культуры, спорта и туризма, поддержка сельского хозяйства.

Проектов оказалось больше, чем предполагали организаторы, поэтому пришлось организовать дополнительную шестую площадку под названием "Будка гласности".

Предварительно во всех 25 районах области прошли "стратегические сессии"(участники сессий представляли "Корпорации" и друг другу свои идеи), в ходе которых и родились эти проекты.

Формат мероприятия был непривычен как для власти, так и авторов проектов. Были случаи, когда спикеры в последний момент отказывались от участия, а люди, живущие в небольших посёлках, попросту пугались большой аудитории.

Впервые в Архангельской области применили формат видеоконференции: власти региона общались с представителями районов. Никто не знал, с каким из регионов решит поговорить губернатор.

Приведу вам пример удачного кейса — проект спутникового трекерно-аварийного маяка "СПАС". Это совместное детище лесопожарного центра и компании "Полармар". Благодаря этому устройству можно непрерывно отслеживать координаты по каналу ГЛОНАСС.

Главная особенность устройства – в спасательной чеке. Если ее выдернуть, то прибор автоматически вызывает все аварийные и спасательные службы. Авторы инициативы рассчитывают, что участие в форуме поможет найти инвестора и наладить серийное производство в Архангельске.

У МЧС был выбор между покупкой дорогого аналога в США или заказом устройства у местного предприятия. В течение месяца был создан опытный образец, а затем была изготовлена первая партия, которая успешно прошла испытания на самолётах малой авиации и на судах.

Предприниматель Михаил Бронский рассказал о своем некоммерческом фонде сохранения культурного наследия, который изначально создавался для восстановления Иоанно-Богословского монастыря.

Несмотря на то, что монастырь является памятником федерального значения, приходилось обивать пороги. Для того чтобы восстановить памятник, недостаточно быть просто "хорошим парнем". Власти отказывались выделять бюджет на реставрацию, так как не воспринимали всерьез этот проект на фоне "большой работы" в Соловках. Чтобы заработать средства на реставрацию монастыря, пришлось заниматься предпринимательством. Так появилась идея возрождения технологии и массового производства иван-чая. Реализовать свой продукт из деревни было очень сложно, поэтому Михаил пришел на форум с проектом по организации массовых поставок чая из деревень городским предпринимателям-посредникам.

Вообще, проектов было много – от благоустройства и строительства районных школ до предложений по энергетике и инфраструктуре.

Экс-министр природных ресурсов Архангельской области Юрий Трубин привел пример успешной кооперации проектов. "Район имеет котельное оборудование, которое работает на древесном сырье. В продуктах производства мы имеем не только выработанное тепло, но и золу, которая утилизируется попросту на свалку. Но компанией "ТехноСервис" была выдвинута инициатива переработки золы в гранулы. Это делает удобным транспортировку и внесение этого продукта в грунт для сельского хозяйства. Всё, проект получился!", – сказал он.

Во второй день Форума органы власти, институты развития и предприниматели пытались понять, как работать с проектными группами, представленными в первый день. Участники переместились в здание Северного (Арктического) федерального университета им. Ломоносова (САФУ).

На территории САФУ было организовано несколько дискуссионно-лекторных площадок. На них применялась методика ШАГа – школы активизации гражданственности. То есть, там не было традиционных "говорящих голов": о проблемах рассказывали сами участники. Люди понимали, каким образом их проекты могли продвигаться и какие возможности у них были, чтобы привлечь инвесторов, спонсоров или заручиться поддержкой властей.

В основе формата работы – проектные группы, которые формируются вокруг инициатора проекта и затем выстраивают дорожную карту реализации, определяют, какая именно поддержка власти и институтов развития нужна проекту, что для этого нужно доработать в проекте. Вся работа проектов поддерживается силами "Корпорации развития" Архангельской области.

Многие представители федеральных институтов развития оказались в Архангельске впервые, нужно было налаживать коммуникации между федеральными и региональными институтами.

Авторы идей узнали, что можно использовать для запуска и улучшения своих проектов. На самом деле, на основании любой актуальной для региона идеи можно "вырастить" бизнес, а то и несколько.

Как отметила специалист "Корпорации" Мария Миронова, чтобы прилетел "волшебный инвестор", нужно сделать для него качественную "посадочную площадку на благоприятной почве". "Мы не ждем, когда они к нам приедут. Мы пойдем к ним сами", – добавила она.

"Я бы не оценивал очень высоко уровень подготовки участников с точки зрения формального знания методологии ведения бизнеса, но абсолютно точно можно констатировать, что люди очень хотят создавать новые бизнесы и развивать существующие", – заявил управляющий партнер ADJ Consulting, эксперт РВК Андрей Зотов по итогам второго дня.

По итогам Форума губернатору Игорю Орлову была представлена "дорожная карта", которая была создана по итогам двух дней работы. Всего за 8 месяцев работы "Корпорации" властям было представлено около 50 гражданских проектов.

В ближайшее время власти хотят приступить к созданию стратегии программы развития каждого города и района области. При этом важно, что в данном случае все участники понимают, что задача реализации проектов – дело не только власти, а общества вместе с властью и бизнесом.

По итогам форума сформировались 10 направлений "Народной стратегии Архангельской области" и было объявлено о создании "новой инфраструктуры" поддержки предпринимательства. Первый шаг – это создание регионального венчурного фонда и акселератора народных проектов.

Ещё в планах организация школы по обучению инициаторов проектов. Она могла бы помочь предпринимателям, приходящим в "Корпорацию" с идеей, в течение двух-трёх месяцев превратить эту идею в проект и вывести его на стадию запуска.

Уже действует школа координаторов "Корпорации", которые работают с проектными группами. Её программа дополняется необходимыми модулями обучения управлению проектами. Но обучение без практики бессмысленно, поэтому "Корпорация" привлекает опытных управленцев к реализации инициатив и стартующих проектов в рамках смотров и стратегических сессий.

Есть немало примеров, когда после подобных форумов дальше слов ничего не получалось. Но существуют и позитивные примеры, когда людям действительно помогали запустить свой бизнес. В любом случае это возможность быть услышанным, представить свой проект и найти поддержку. Теперь у каждого жителя Архангельской области появился шанс довести до ума свою идею и превратить её в бизнес.