July 26, 2015

История iCube, часть 3: фриланс в тумане

Продолжаю рассказывать вам о своём первом бизнесе, компании iCube.

Часть 1
Часть 2

Период времени, когда я занимался фрилансом, практически полностью стерт у меня из памяти. Странно, обычно я все очень хорошо помню, а тут несколько месяцев, а, возможно, и лет – в густом тумане.

Помню, выполнял какие-то разовые заказы для архитекторов. Делал визуализацию интерьеров и небольших частных домов. Одним из моих первых заказчиков стала мама моей однокурсницы. Она была дизайнером интерьеров, и я делал для нее визуализацию в 3D Max. Заказы почти не искал, они как-то сами меня находили. В основном их сливали мои более успешные знакомые, которые были завалены работой и рекомендовали меня своим клиентам.

Постепенно набрал собственную базу заказчиков. Фриланс позволял мне зарабатывать около 1500 долларов в месяц, что на втором курсе института (а, возможно, на третьем) казалось невероятным успехом. Вскоре я уже купил свою первую машину (старенькую Mazda 323F), а потом обновил ее на Nissan Primera. Подробнее про мои машины читайте в этом посте.

Но одного из своих заказчиков я помню, и помню очень хорошо. Это был Слава Приборкин.

Слава жил в Нью-Йорке, в славном районе Бруклин. Его бизнес заключался в том, что он брал заказы у американцев и перепродавал их фрилансерам в Россию. Я не знаю, сколько ему платили заказчики, но мне за работу он предлагал очень неплохие деньги.

Работа с ним начиналась обычно со слов:

– Илья, у меня тут есть несколько заказов, точнее, у меня очень много заказов... Я готов тебе все отдать. Тебе же нужна работа? Да?
– Да, я готов выполнить твои заказы.
– Хорошо! Мне надо нарисовать 3 картинки интерьеров, как ты умеешь, плачу 200 долларов за картинку, устраивает?
– Да, конечно.

Дальше поступало здание. Самое интересное начиналось потом, когда работа была сдана. Слава очень не любил платить деньги. Он был жадный, лживый говнюк. Каждый раз, когда надо было рассчитываться, за сделанную работу, Слава пытался всех обмануть. Он пропадал на несколько дней, постоянно врал, что перевел деньги, но не переводил. Он кормил обещаниями, рассказывал всякий бред про то, что у него банк не принял карточку, про то, что в адресе была случайно допущена ошибка и деньги вернулись и т.д. Он опускался до того, что подделывал платежки. Оплату работы он тянул неделями, иногда месяцами. Он всем врал, обещал заплатить, а потом кидал людей.

Но с ним работали. Во-первых, работы было немного, а тут человек обещал неплохие деньги. Во-вторых, в итоге Слава расплачивался почти со всеми, хотя для этого приходилось прикладывать много сил и времени. Все об этом знали. Слава Приборкин был говном. Но заказы у него брали, когда не было другой работы. Кроме того, у Славы было неписаное правило выплачивать долги по прошлому заказу, когда человек брал новый. Когда же Слава понимал, что с человеком он работать больше не будет, он спокойно мог не выплачивать ему последнюю сумму. Мне он остался в итоге должен 300 долларов.

Я не знаю, жив ли этот мудак сейчас и как у него идут дела. Надеюсь, он исправился и больше не обманывает людей.

Но были в моей работе и приятные знакомства. Однажды я познакомился с Артемом Горбачёвым. Артем занимался 3D-визуализацией, и делал это лучше всех в России на тот момент. Прошло более 10 лет с момента нашего знакомства, а Артем до сих пор рисует как бог, и ему нет равных.

В то время хороших 3д-шников можно было пересчитать по пальцам. Кузьмин, Кулаков, Tony, Шаровский. Но они все были интерьерщики, а Артем делал экстерьеры. Я тоже делал только интерьеры и вообще не понимал, как можно рендерить здания, коттеджи или огромные жилые комплексы. Трехмерной графике тогда в России нигде не учили, все были самоучками. Сайт "3д-центр" был единственным источником информации. Его мы впоследствии купили, но это тема для других постов.

Я искал какую-то модель для сцены, а у Артема была большая база, которую он взял у Космонавта (про Космонавта будет отдельный пост, удивительный человек). Вообще, самая большая база моделей была у Алексея Дука, но он был хитрым евреем (да и сейчас таким остается) и никому свои модели просто так не давал. Модели он менял на то, чего у него не было, а было у него все. Космонавт был добрее, работал он в издательстве на Новом Арбате, там у него был сервак от типографии, где хранилась куча всякого трехмерного говна, которое однажды и скопировал себе Артем.

Вот за моделями я и начал ходить к Артему в офис.

Артем снимал комнатку у Александра Годера в институте Курортпроект на "Павелецкой" вместе со своим знакомым Игорем, его все звали почему-то Игоряшей. Игорь был архитектором и что-то там проектировал. Такой типичный архитектор из советского проектного института – постоянно курил на лестнице, ходил с немытой головой, наливал себе чай в грязную чашку. Чашка слой за слоем сохраняла следы прошлых чаепитий, словно ствол дерева прибавляет годовые кольца. Она была шоколадного цвета внутри. Но Игоряшу это не смущало, ведь она хорошо смотрелась с его шоколадными от курева зубами. Игорь был в бывшем проектном институте как рыба в воде. Он легко терялся в толпе таких же архитекторов с немытыми головами и шоколадными зубами.

Игоряша был очень жадный, точнее, экономный. Своей экономностью он очень гордился и мог часами рассказывать, как он и где экономит. Например, Игоряша был счастливым обладателем Москвича-2141. Но на "Москвиче" он почти не ездил – экономил. Заправлял он машину по полбака: так она была легче, и расход топлива был меньше. Этим лайфхаком он особенно гордился. Еще он никогда не платил в ресторане, если была большая компания. Плюсом его экономности была возможность взять у него в долг. Деньги у него были всегда.

Игорь был старше нас. Он хорошо рисовал машинки и комиксы про Боту. Это мальчик-ботан, над которым все издевались. Фашисты, родственники, друзья. Крутые были комиксы. Игорь мечтал стать дизайнером автомобилей, он в них хорошо разбирался. Любил строить из себя старшего и главного, но, напиваясь, превращался в клоуна. Живя в Люберцах, он был очень зашуганным, и только спиртное раскрепощало его. А побухать Игоряша любил ;)

В плане работы Игоряша талантами не отличался, и все называли его "коекакером".

Артем же был совершенно другим человеком. Он не пил, не курил, работал 24 часа в сутки и, вроде бы, мыл голову. Артем подкидывал мне халтурки и давал советы. Артем был из тех людей, кто часами спокойно и без нервов мог объяснять, учить, подсказывать, даже если перед ним был ничего не понимающий идиот. За 13 лет нашего знакомства я ни разу не видел, как Артем злится или нервничает.

Артем делал визуализацию, Игоряша моделил. Рендерили в то время в Brazil. Там было очень клевое стекло, и можно было рендерить фрагментами нормально. Так как компы были относительно слабые, то "Алые Паруса" рендерили по кусочку.

Проект 2003 года. Программное обеспечение: моделлинг – 3ds Max. Рендер – Brazil render. Постобработка – Photoshop. Больше в то время ничего не использовалось, все по минимуму. Деревья – SpeedTree, был такой плагинчик.

Заказчиками тогда были институт ЦНИИПромзданий, Курортпроект, А.Гор.А и "Дон-строй". Ну и всякие архитекторы с палатками и рынками – все, что тогда было актуально. Ларьки, пристройки, павильоны, рынки, мойки, заправки и жилые дома. В основном коробки, реже коттеджи. Ну и, конечно, Слава Приборкин с его заказами ;)

Еще пример того, что делалось в те годы:

Однажды вечером мы сидели втроем и решили открыть компанию, которая будет заниматься 3D-визуализацией и архитектурой. Вложений никаких не требовалось. У каждого из нас уже были заказчики, был огромный опыт, была техника. Все, что нужно для старта.

С офисом тоже повезло. Один знакомый архитектор предложил комнатку в разваленном двухэтажном здании в центре Москвы. Местоположение было идеальное, сама же комната оставляла желать лучшего. Ремонт там не делали лет 50. Гнилые полы скрипели от каждого шага, линолеум во многих местах был протерт до дыр, а окна были практически непрозрачными от грязи и потеков краски, которой подкрашивали рамы.

Придумали название – "ДВА в кубе". Расшифровывалось оно как "Дизайн, Визуализация и Архитектура в кубе". Почему в кубе? Во-первых, нас было 3 партнера. Во-вторых, это было связано с 3D, а основным нашим направлением была 3D-графика.

Одна из первых работ молодой компании:

Артем зарегистрировал фирму, я придумал дизайн визиток и сайта. Через несколько недель мы открылись и начали нанимать первых сотрудников.

Продолжение следует…