July 4, 2015

Свой бизнес в кризис. Мебель из фанеры и приложение для поиска парковки

В прошлый раз было много хороших отзывов о том, как полезна рубрика "Свой бизнес". Остальные письма я опубликую чуть позже, а пока вернёмся к вашему бизнесу. В эту субботу у нас мобильное приложение, которое даже в Москве позволит отыскать свободное парковочное место, а также мебель из фанеры, которую можно будет собирать как конструктор.

Илья Хафизов из Санкт-Петербурга рассказал мне, как в России можно открыть своё мебельное производство и даже замахнуться на монополию "Икеи".

Студия авторской мебели из фанеры Lamelli

На волне патриотических и духоподъемных лозунгов об импортозамещении, а так же в связи с падением рубля и удорожанием всего заграничного мне и двум моим друзьям пришла идея запустить в России производство стильной и современной мебели.

Начало

Начинали мы виртуально – отрисовывали модели стульев и столов в стиле "лофт" или модерн, которые состояли бы из простых плоских деталей и легко соединялись между собой... Насчёт материала фактически не думали, так как фанера – это экологично, прочно и выгодно. Когда наконец родились первые вменяемые чертежи с минимумом деталей и простыми, но скрытыми соединениями, отдали их на мебельное производство. Пилотное кресло из березовой фанеры вышло не очень дешевым – 6000 рублей, причём даже при партийном производстве его цена была бы не меньше 4000 рублей.

В этот момент мы приняли решение идти в премиум-сегмент и "выдавливать" итальянский и немецкий дизайнерский продукт. Для сравнения: итальянский стул схожих размеров и внешнего вида стоит 15-17 тысяч, а немецкие аналоги – до 19 тыс. Мы готовы были продавать на 30-40% дешевле: за 9-10 тыс. рублей.

После изготовления первого стула мы склепали сайт, повесили там стулья, столы и запустили маленькую рекламную компанию на Директе. Поскольку эта мебель не имеет аналогов (в свободной продаже нет авторской мебели из фанеры вообще, только кустарные производства или заказные единичные изделия), сразу появился отклик. Частные клиенты хотели столы и стулья для столовой и кабинетов, рестораны и мебельные компании хотели обставить бар, дизайнеры хотели разрисовать эту мебель. Но была одна проблема – цена. Для Питера эти цены высоковаты, частники отпадали почти сразу.

Для рестораторов мы привлекательны сроками: мы начинаем отгрузку через 10-15 дней против 60-90 дней из Европы или 90-120 дней из Китая. Ну и гарантии качества и возможность докупать единичные позиции без сильного увеличения стоимости. Плюс эта мебель ремонтопригодна, в ней можно заменять отдельные детали или же шлифовать и перекрашивать ее. Береза – достаточно прочный материал.

Переориентирование

Итогом 1 месяца вялой рекламы стал 1 частный заказ на комплект для столовой и пару предметов для гостинной. Выполнили их на том же производстве, где и первое кресло. Но за этот месяц мы проговорили с десятком потенциальных клиентов и по-другому взглянули на наши задачи и наш продукт.

Большинству все равно, что у нас все крепления скрытые и нет поперечных ребер на ножках, многим даже все равно, что у нас покрытие маслом, которое требует очень тщательной шлифовки как перед, так и после тонировки. Людям нужно стильно и дешево, детали имеют мало значения.

В июне мы приступили к разработке бюджетной линейки. Она почти ничем не отличается по дизайну от более дорогой мебели: все дело в мелочах. Мы сделали открытые крепления, как на икеевской мебели, мы сделали сквозные пазы для сборки, чтобы как 3D-конструктор можно было сначала собрать, а потом завернуть в готовые отверстия пару винтов. И вот на днях мы планируем изготовить пилотные стулья и столы эконом-класса.

Делать это на мебельном производстве невыгодно ни нам, ни им, поэтому новая линейка будет сначала вырезаться из листов на фрезерном производстве, потом шлифоваться и тонироваться на малярном, а собирать её будет сам покупатель. Себестоимость стула при таком варианте изготовления составляет порядка 1500-1800 руб. при партийном изготовлении и 2000-2300 при единичном. Реализационная стоимость стула в таком случае может быть на уровне 3-4тыс. руб, что значительно приближает нас к народным массам. Обивку будем также делать отдельными деталями с креплением на готовый стул, т.е. обивку для мебели можно будет всегда докупить отдельно. Работа по изготовлению таких аксессуаров пока ещё не начата.

Инвестиции и планы

Материальные инвестиции на данный момент копеечные: пилотные изделия стоили в общей сложности 55 тыс.руб, с учетом всех неудачных изделий и проб из массива дуба (проблема неудач – криворукие и лживые подрядчики, которые, не понимая вопроса, пытались что-то сделать без ЧПУ или с большим применением ручного труда). Плюс сайт и небольшая рекламная компания в Директе – еще 35 тыс. Нематериальные вложения – это 2,5-3 месяца труда троих человек по вечерам и выходным в совмещении с основной трудовой деятельностью.

Требуемые срочные инвестиции, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки – от 700 тыс. до 1 млн 100 тыс. рублей, в том числе пилотные изделия различных коллекций (кухня, ванная мебель, аксессуары, отделочные материалы и интерьерный декор из обрезков), участие в выставках, рекламные материалы, буклеты, создание интернет-магазина на сайте и, самое главное, мощная рекламная компания тысяч на 500-600.
Эти инвестиции отобьются в течение года со 100%-й отдачей.

Инвестиции в организацию производства я оцениваю в 8-8,5 млн.руб., в т.ч. оборудование – 2,5-3 млн, зарплаты – 3,6 млн (с учетом налогов), аренда и накладные – 1,5 млн. Срок окупаемости этих инвестиций – 3-4 года, с последующей годовой отдачей 25-30% годовых.

Наши планы на 2015-2016 года: расширить линейку товаров, чтобы нашей мебелью можно было упаковать весь интерьер помещения кабинета, кухни, столовой, ванной, а так же выпустить линейку аксессуаров и предметов декора из обрезков (стеновые панели, напольная плитка из фанерных шестугольников или более сложных форм, подставки для ноута, планшета, телефона, светильники), довести продажи до 100-120 изделий в месяц (20-30 комплектов), выйти на Москву, открыть шоу-рум и организовать собственное производство.

Имея собственное производство, можно говорить о складской программе и выходе в Европу. Сейчас я работаю над презентацией и бизнес-планом для инвесторов.

Сайт: http://lamelli.ru/

Мобильное приложение для поиска парковки ParkApp

Основатели проекта Евгений Либерманн и Михаил Щеглов, которые дружат уже более 11 лет, столкнулись с проблемой лично, когда переехали из Екатеринбурга в Москву. Пытаясь припарковаться возле одной из московских кофеен в час пик буднего дня, ребята не смогли найти ни единого свободного парковочного места, плюс улицы вокруг патрулировали эвакуаторы, и парковаться было не только сложно, но и опасно.

С чего все началось

"Не будем колесить и искать парковку, а дождемся, когда кто-нибудь из водителей уедет, – такое решение мы приняли тогда, и, к нашему великому удивлению, один из автомобилей буквально через минуту покинул парковку. – Это удача с вероятностью один на миллион в таком мегаполисе как Москва! Давайте превратим удачу в точную информацию и предоставим ее водителям в виде мобильного приложения!"

Приложение было разработано на собственные средства собственными силами и представляло изначально примитивный способ "parking sharing" показать, кто и на какой период припарковался. Приложение было бесплатным и не содержало встроенных покупок. Единственным интересным ноу-хау в нем было автоматическое распознавание обочин и проезжих частей. Таким образом, ParkApp-алгоритм срабатывал только если вы припарковались на парковке или обочине.

Приложение попало в Best New Apps, и быстро взлетели инсталлы, но из-за отсутствия определенного функционала и сомнительной пользы быстро лишилось своих пользователей...

Мы получили отличный урок, конструктивные рекомендации пользователей и готовы были разработать полноценное парковочное приложение, построенное на краудсорсинге с внедренной социальной сетью (персональные страницы, мессенджер, фид). Но увы, денег на содержание себя и наем дополнительных разработчиков не было.

Основатели, полные уверенности в успехе новой стратегии и "правильной" версии приложения обратились за поддержкой в фонд ФРИИ... С полным отсутствием продаж и даже готового к продажам продукта, сопровождая этот факт комментариями, что мы слишком рано обратились во ФРИИ, нас поддержали и приняли в акселератор. Мы получили инвестицию от ФРИИ и чуть позже, 31 декабря, seed-инвестицию от частного ангела-инвестора, являющегося основным поставщиком паркоматов страны.

Откровенно говоря, мы совершили практически все уму постижимые ошибки, которые можно совершить на этой стадии – как в плане бизнес-модели, разработки, найма персонала, так и пиара. 3800 часов работы, 2000 часов тестирования, 217 сборок приложения и почти 6 миллионов рублей затрат. Весной 2015 года мы объявили о запуске приложения... Сейчас у нас более 70 тысяч пользователей.

Мы приняли решение приучать пользователей платить за пользу приложения сразу и не бояться продавать то, ради чего был проделан такой объем работы. Мы разработали и интегрировали в ParkApp встроенные покупки за расширенный функционал: отображение и навигация по бесплатным парковкам центра города, возможность отправить SMS водителю, имея только номер его автомобиля и, конечно, автоматические предупреждения о патруле эвакуаторов.

Однако некоторый функционал, уже сейчас приносящий прибыль стартапу, останется бесплатным для наших пользователей. Водитель на всей территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет возможность вызвать мобильный автосервис или эвакуатор в случае поломки машины через кнопку SOS в боковом меню и оплатить услугу по тарифам соответствующей ближайшей компании, определяемой исходя из геолокации самого пользователя. По одной Москве в месяц происходит более 2000 подобных случаев. Примерные расчеты показывают, что при таком раскладе совокупная выручка с этой услуги может достигать 1,5 миллиона рублей в месяц. ParkApp будет получать свой честный процент за услугу, который, конечно же, не накладывается поверх стоимости услуги и вычитается из выручки поставщика услуги, а не из кармана пользователя.

Сегодня мы стратегически сосредоточены на наборе критической массы пользователей (1 миллион человек в 2016 году) и укреплении своих позиций на парковочном пространстве России и Великобритании. В перспективе через приложение можно будет не только находить свободные и бесплатные мета в городе, но и удобно быстро оплачивать парковки. Также ведутся переговоры с несколькими автопроизводителями по вопросу партнерских программ и интегрирования приложения в бортовой компьютер автомобиля, что повлияет на сплоченность автовладельцев определенных марок и улучшит атмосферу на дорогах.

Изначально идея приложения о парковках не содержала никакой бизнес-модели и была больше приложением "just for fun". Сегодня ParkApp оценивается в 3 миллиона долларов, открыт для новых инвесторов, готов для экспансии в другие страны, и нам кажется это только началом пути.

Сайт: http://parkapp.ru/

—————————————————————Если у вас есть интересный стартап или идея, которую вы хотите представить читателям моего блога, пишите письмо на почту 7967738@gmail.com. Если идея мне покажется интересной, я опубликую ее в своем блоге. Важно: я готов помогать интересным мне стартапам, которые рождаются в кризис и используют преимущества кризиса для старта.

Посты по теме:
Знайте себе цену
Как заработать в кризис?
Советы тем, кто решил открыть свое дело
Ваша идея ничего не стоит
Полезная двуличность

Бизнес в кризис:
Ремесленный коворкинг и соцсеть для авторов
Уличные очаги и карго-велосипеды
Дома с конвейера и "зелёные" картриджи
"Живая" схема метро и одёжка для машины
Машины и машинки
В деревянном мире
Симки для путешественников
Детские рисунки и мамин айфон
Трёхколёсный электробайк и гараж на час
"Бродячее" фотоателье и съедобный конструктор
Овощные букеты и хранители "Макбуков"
Антисанкционный сыр и приложение для добычи алкоголя
Детская одежда и поиск скидок
Старьевщик
Изобретатель
Гаражное производство
Доставка через путешественников, электроника и отпугиватель птиц
Электронные обои, «мешок гнева» и «контроллер ярости»
Обмен валют и вещи из автомобильных запчастей
Cтрелковый клуб и дисконт-портал