June 6, 2015

Свой бизнес в кризис. Дома с конвейера и "зелёные" картриджи

Сегодня суббота, а это значит, что пришло время в очередной раз убедить всех в том, что бизнес в кризис вести можно и нужно. Сегодня мне это помогают делать Нияз Гараев из Казани и Дмитрий Попов из Москвы. Делитесь своими необычными проектами и захватывающими историями успеха в непростой для экономики период, лучшие из них я опубликую здесь.

Нияз, который раньше работал в сфере IT, но решил стать бизнесменом-строителем, подхватил идею заводского производства дома и установки его на фундамент уже в готовом виде. Вот его письмо:

ДубльДом

Привет. Меня зовут Нияз, я из Казани. Моя история о том, как я, айтишник, решил стать строителем, и что из этого вышло. 

На 10 лет после окончания универа я заплутал не в ту степь. В поисках денег я занялся тем, что умел лучше всего – писать, убеждать, рассказывать. Сначала был журналистом, потом запустил веб-студию. Двенадцать лет я только и делал, что клацал по клавиатуре. Но лично для себя я твердо определился, что "моё" – это не картинки, не кнопочки и пиксели. Я смотрел с тоской и завистью на тех, кто занимается реальными делами – строит, производит, возит и т.д. (а они смотрели так же на меня). 

Когда я начал строить свой собственный дом, я понял, что это мое. Но! Оказалось, что в строительстве точно такие же проблемы, что и в программировании и рекламе. Рабочие врут про сроки, врут, что сто раз так делали, клиенты врут, что знают, чего хотят :)) Мой дом строится уже 2 года, а там конца и края не видно. Я вложил туда кучу времени и денег. Благо, они у меня были. А главное – это время, единственный в нашей жизни невосполняемый ресурс.

Когда-то я придумал и успешно внедрил конвейер при производстве сайтов. Я подумал, что раз у меня получилось создать успешную компанию в IT, которая придерживается идеологии стандартизации и конвейера, сохраняя клиентам кучу времени и денег, то получится и в стройке. Вот тебе и ниша в кризис. 

И я подумал, что пора делать конвейер по строительству домов! Я начал смотреть, что уже сделано в этом вопросе. Нашел проект "ДубльДом", который в 2014 году реализовал молодой российский архитектор Иван Овчинников. Что примечательно, это не какой-то концепт, а реальный дом, в котором Иван прожил весь 2014-й год. 

ДубльДома строятся по каркасной технологии, но сборка их полностью производится в условиях цеха. По принципу автомобильного конвейера, а не под открытым небом на участке. Дом едет к клиенту полностью в готовом виде, а на участке лишь устанавливается на фундамент и подключается к коммуникациям. За несколько дней. В нём изначально есть все – от душевой кабины и водонагревателя, до уже установленных светильников и розеток.  Короче, мечта.

Мы были у Ивана на следующий день после того, как узнали о ДубльДоме из случайной ссылки в фейсбуке. Ехали с одной целью – посмотреть, что там Иван сделал, скопировать и улучшить идею и делать что-то свое. Но минут через 30 поняли, что вместе сможем сделать больше. Дней через пять я договорился с финансированием, нашёл первый попавшийся ангар в аренду и укатил в альплагерь на 2 недели. 

Это был конец февраля. Много времени ушло на поиск пиломатериала. Почти месяц. В итоге с большим трудом нам удалось закупить почти 50 кубов отличного строганного в размер леса камерной сушки. Нас даже умудрились кинуть на кругленькую сумму.

Поставщики леса и пиломатериалов на этом рынке – просто ночной кошмар любого здравомыслящего человека. Например, чтобы купить 10 кубов хорошей сушеной доски из живого леса с четырёхсторонника, мы 2 недели колесили по татарским и марийским лесопилкам. По рекомендациям, по наводкам. 

Картина везде одна. Приходишь. Стандартно тебя встречает свора собак и хозяин в бесформенном пуховике набекрень. Продирая лицо сквозь тлен, вселенскую тоску и слой опилок, он фокусируется на тебе. 

Ты ему говоришь про свою потребность. В общем-то, простую потребность в качественных досках. И тут начинается самое интересное. Он закатывает глаза, устремляя их в серое небо. Ты 30 минут слушаешь, как он завален работой, как у него стоит очередь на 2 месяца вперед, и твой заказ он принять не может. А если и сможет, то куб сосны тебе будет стоить как кедр, который шлифовали грудью голой мулатки.

Лес у него обязательно подорожает за день до твоего приезда. Лес весь плохой стал, одни отходы. Электричество дорогое. За перечисления им религия работать не позволяет. При этом в его лесопилке трудятся 2 алкаша, которые вместо работы играют с собаками. И так везде. Работать в 2 смены? А зачем? Расширять сушку? Для чего? Дать мотивирующих люлей алкашам? А кто работать будет? Заниматься бизнесом, а не жевать мне мозг? А как это? Кризис же!

Недели 2 ушло у нас на переоборудование цеха. Раньше это был ангар, в котором стояло 8-10 фур, которые ждали своей очереди на таможне. Пока ехало заказанное оборудование, мы делали освещение, столы, верстаки и прочие вспомогательные вещи.

Мы поняли, что наш цех временный. Он всего 400 кв. метров, неотапливаемый. Зимой не поработаешь. Но ради скорости, мы приняли решение до осени работать здесь, параллельно прорабатывая варианты аренды большого теплого цеха или строительства своего. Заодно придет понимание, что конкретно нам нужно.

Идёт стандартный процесс набивания шишек и обучения. Изначально мы с Динаром, моим партнером, приняли решение, что пойдем по пути построения молодой инициативной команды. Конечно, проще было бы зять какого-нибудь плотника с 25-летним опытом работы. Он бы в меру курил, иногда, довольно редко, уходил в запой. Но нам кажется, что намного важнее для молодого дела найти единомышленников, объединенных общей целью. А уже из этих ребят вырастут будущие снабженцы, бригадиры, директора. 

Мы строим стильные современные дома для людей новой формации. Соответственно, и сотрудники нам нужны такие же. Молодые, прогрессивно мыслящие. Или просто мыслящие, что является необходимым условием. Но не достаточным. Все-таки требуется любить работать руками. Те, кто будет работать у нас не от безысходности, тяжелым физическим трудом добывая себе на пропитание, а вместе с нами создавать строительную компанию нового поколения. Ведь свои дома мы строим как дорогие яхты, с любовью создавая их по квадратным сантиметрам, а не заколачивая тяжелыми молотками ржавые гвозди в сырые доски. 

А цель у нас одна – чтобы люди жили в качественных, стильных и удобных домах. Жили в своих домах, а не на стройке. Рожали детей, встречались с друзьями, радовались закатам, а не подвозили на стройку 108-й мешок цемента или выступали с вдохновляющими спичами перед отделочниками.

Мы начали строить первый демонстрационный дом 16 апреля, и в середине мая он уже готов. Мы сталкиваемся точно с такими же проблемами, с какими сталкиваются любые виды бизнесов – поиск "своих" клиентов, сотрудников, поставщиков. Каждый день мы прогоняем через себя по 4-5 человек, чтобы по крупицам создать боеспособную команду. 

В день нам звонят и пишут по 10-15 клиентов. До реального подписания договоров дошли 2-3. Мы уже приступили к производству еще двух домов, параллельно улучшая производство и продажи. Результаты пока не блестящие, но мы стараемся и уверены, что все получится! 

P.S.
Всё-таки правильным решением было поискать себя в строительстве. Здесь всё белое или черное. Если ты что-то сделал, то этот результат виден. Никто и спорить не будет, есть он или нет. Если пила хорошо пилит, то это хорошая пила. Если пилит плохо – плохая.

Наш сайт:
http://dubldom-volga.ru/

ЭкоКартридж

Дмитрий Попов из Москвы придумал, как заставить использованные картриджи работать снова, а заодно снизить вред, причиняемый экологии. Вот что он рассказал:

Опыт

За всю историю своей предпринимательской деятельности я пробовал работать во многих отраслях: занимался рекламой, платежными сервисами, информационными интернет-проектами, решением социальных задач и благотворительностью. Но основное направление – это ИТ-аутсорсинг на B2B рынке, которым я занимался с 2005 года. Уже тогда я хотел заниматься расходными материалами для оргтехники, так как эта услуга была востребована всеми клиентами ИТ-аутсорсинга.

В том виде, в котором эта услуга была на рынке, – заправка картриджей – заниматься не хотелось. Я знал, что у клиентов есть проблемы: долгое время ожидания заправки, непрозрачная схема с восстановлением, невозможность планирования бюджета. Хорошее знание проблем клиента послужило предпосылкой для создания сервиса мгновенного обмена картриджей «ЭкоКартридж». Можно даже сказать, что со временем мой ИТ-бизнес перерос в «ЭкоКартридж»: когда стало понятно, что это направление очень перспективное, и его нужно развивать более активно, я принял решение перестать тратить время на другие проекты и сосредоточиться на главном.

Мне всегда нравились темы экологичности, экономии, современных технологий, простоты и удобства, они и легли в основу моего нового бизнеса. Весь опыт, накопленный мной ранее, пригодился во время работы над проектом. Мы запустили сервис по мгновенному обмену картриджей с производством, расположенным в Московской области, в мае 2013 года. Мы берем корпуса оригинальных картриджей, бывших в употреблении, и восстанавливаем на собственном производстве. После этого мы предлагаем клиенту услугу обмена наших картриджей на пустые. Клиент печатает дальше, а мы пустые картриджи снова запускаем в цикл производства, используя только корпуса от них.

Конечно, помимо этого, мы просто продаем наши картриджи, но акцент делаем на услугу обмена. Именно она влияет на экологическую составляющую: мы повторно используем пластиковые корпуса, сокращая тем самым вредное производство пластика. Для создания подменного фонда картриджей мы принимаем использованные картриджи у населения и юридических лиц.

Деньги

Стартовый капитал составил 3 млн руб. и закончился довольно быстро. На сегодня суммарные вливания в проект приблизились к 15 млн. Это кредиты, займы, отсрочки платежей и инвестирование. Проблема финансирования остро стояла первые 6 месяцев существования проекта, но всегда находились люди, партнеры, которым важна идея, для которых экологичность – не пустой звук. Наша идея очень нравится как крупным, так и малым предприятиям. С нами работают такие компании, как «РЕСО-Гарантия», «Первый БИТ», «ОТП Банк» и другие. Наш основной сегмент – компании, потребляющие в месяц до ста картриджей, потому что с более высокими объемами заказ китайских картриджей может стать выгоднее.

Вторичное применение пластика приводит к уменьшению вредных выбросов в атмосферу, что делает чище нашу планету. В остальном картриджи восстанавливаются до состояния новых на профессионально оборудованном производстве, упаковываются в светонепроницаемые пакеты и коробки. Картон и металлические элементы, не подлежащие восстановлению, мы также отправляем на переработку. Другие преимущества – простота сервиса, высокие стандарты качества, быстрая доставка и экономичность – дают нам возможность успешно конкурировать на существующем рынке.

Мы стараемся использовать новейшие рекламные технологии для увеличения конверсии, создания семантического ядра в контекстной рекламе, уникальные скрипты в активных продажах, «производственные» принципы в отделе продаж. Всё это позволяет нам расти на 15-20% в месяц. Сейчас мы производим более 5000 картриджей ежемесячно. На фоне рынка это небольшая цифра, но мы планируем расти еще быстрее.

Первые клиенты и самые большие критики – знакомые и партнеры по предыдущим проектам. Изначально мы собрали базу из 50 таких клиентов и три месяца обкатывали сервис. Теперь в нашем инструментарии отдел активных продаж, «Яндекс.Директ», Google AdWords, постинг в тематических сообществах, почтовые рассылки, ретаргетинг, различные маркетинговые акции. Сейчас база наших клиентов составляет более двух тысяч компаний в Москве и области. Для ответа на вопрос «Кто наш лучший клиент?» мы заказали исследование и сегментацию рынка. Теперь есть чёткий портрет нашего самого лояльного клиента.

В течение 10 месяцев мы смогли выйти в точку безубыточности. В сентябре мы зафиксировали оборот в 3 млн руб. В связи с оживлением рынка в декабре преодолели рубеж в 5 млн руб. Но нам ещё предстоит вернуть инвестиции.

Проблемы

Впрочем, как и в любом бизнесе, не без сложностей. Есть несколько основных проблем, над решением которых приходится работать ежедневно. Продажи – одна из них. Для бурного роста мы постоянно ищем новые каналы продаж и точки роста. Существует практика – каждую неделю пробовать новый рекламный канал.

Вторая по сложности проблема – поддержание качества на высоком уровне при росте объемов производства. Из-за отсутствия профессии оператора по сборке картриджей мы внедряем системы обучения персонала и стараемся автоматизировать все процессы. Подготовка и обучение нового сотрудника занимает не менее трех месяцев.

Планы

Сейчас мы обкатываем франчайзинговую и дилерскую модели для более быстрого развития, чтобы по этим моделям предоставить наш сервис в наиболее значимых регионах страны.

Так, в июле 2014 года мы открыли пилотное производство в Ростовской области, в ближайшее время планируем выйти на рынок северной столицы. Также на базе нашего производства создается сеть дилеров в Московском регионе.

Сайт:
http://экокартридж.рф/

—————————————————————Если у вас есть интересный стартап или идея, которую вы хотите представить читателям моего блога, пишите письмо на почту 7967738@gmail.com. Если идея мне покажется интересной, я опубликую ее в своем блоге. Важно: я готов помогать интересным мне стартапам, которые рождаются в кризис и используют преимущества кризиса для старта.

Посты по теме:
Знайте себе цену
Как заработать в кризис?
Советы тем, кто решил открыть свое дело
Ваша идея ничего не стоит
Полезная двуличность

Бизнес в кризис:
"Живая" схема метро и одёжка для машины
Машины и машинки
В деревянном мире
Симки для путешественников
Детские рисунки и мамин айфон
Трёхколёсный электробайк и гараж на час
"Бродячее" фотоателье и съедобный конструктор
Овощные букеты и хранители "Макбуков"
Антисанкционный сыр и приложение для добычи алкоголя
Детская одежда и поиск скидок
Старьевщик
Изобретатель
Гаражное производство
Доставка через путешественников, электроника и отпугиватель птиц
Электронные обои, «мешок гнева» и «контроллер ярости»
Обмен валют и вещи из автомобильных запчастей
Cтрелковый клуб и дисконт-портал