May 6, 2015

Китай – це Украина

На чем я передвигался по Пекину, спросите вы? Вот на такой вот велорикше. Ее водитель, правда, не имеет никакого отношения к Украине и даже не знает, как правильно говорить: «на» или «в» Украине. А надпись на рикше ему проплатила украинская диаспора. В принципе, можно было любую надпись сделать. Странно, что украинские товарищи не разместили что-то вроде «ПТН-ПНХ» или «Слава Украине!»...

Но я сейчас не об этом. Вспомнилась мне забавная история с этими китайскими велорикшами.

Как-то много лет я впервые оказался в Шанхае, да и вообще в Китае. Пошел на какой-то большой сувенирный рынок и начал закупаться. Помню, что так разошелся, что даже отдельный чемодан купил, чтобы складывать туда чайники, статуэтки, какие-то украшения и прочее китайское барахлишко, которое теперь пылится у меня на полках. На рынке я провел полдня и ушел оттуда только после его закрытия. Выхожу и собираюсь брать такси до отеля. Но не тут-то было! Я был не единственным желающим покинуть сувенирный рынок после закрытия. Десятки туристов бродили вдоль улицы, безуспешно пытаясь выцепить в плотном потоке машин свободное такси.

И тут из темноты появляется он! Худенький щуплый мужичок на велорикше! На вид ему было лет 60, по телосложению он больше напоминал только что освободившегося пленника концлагеря. Мужичок жестами приглашает подвезти. Я жестами объясняю ему, что в принципе, я не против, но есть два проблемы. Во-первых, до отеля километров 15. Во-вторых, я был с другом, который весил ровно в 4 раза больше, чем водитель рикши (160 кг против его 40). Я не мог себе представить, что нас двоих можно было привезти в отель на рикше.

Но водителя не смутил ни вес потенциальных пассажиров, ни расстояние до отеля. Он показывал жестами, что очень голоден, что клиентов у него нет, и что мы его последняя надежда заработать сегодня немного денег на ужин.

Я спросил, сколько будет стоить поездка. Водитель написал, что-то вроде 20 или 40 юаней (5-10 долларов по тем ценам). Эта сумма была сопоставима с поездкой на такси. Мы решили рискнуть, уселись в рикшу и поехали. Чтобы сдвинуть с места свою повозку, водителю приходилось не просто вставать всем весом на педаль, но и немного подпрыгивать на ней. В начале это было весело. Щуплый пожилой китаец везет двух жирных бегемотов на своей рикше. Через 20 минут веселье прошло... Еще через 30 минут стало скучно и мы уже думали остановить мучения нашего героя, заплатить ему денег, взять все же такси и нормально доехать до отеля. Но водитель не сдавался и жестами показывал, мол, все хорошо, господа, не переживайте, я вас довезу, сидите и не рыпайтесь. Мы сидели... в общей сложности поездка заняла часа полтора...

Подъезжаем к отелю. Не знаю, кто был больше раз окончанию этой истории, мы или водитель. Даю ему 50 юаней, мол, сдачи не надо, наш герой! Но лицо водителя не расплывалось в улыбке от хороших чаевых. Наоборот, в его глазах можно было прочитать: «Вы что, охуели?» Сделал глубокий вдох водитель начал что-то кричать на китайском.

Вокруг нас тут же начала собираться толпа зевак. Водитель очень театрально показывал окружающим, то на нас, то на себя, то на свою старенькую рикшу. Вел он себя как жертва изнасилования. Зрители слушали его историю с сочувствием, переодически кидая в нашу сторону возмущенные взгляды.

Проблема была в том, что мы не понимали китайский, а толпа не понимала по-английски. Все наши попытки дать ему денег и пойти в отель пресекались возмущенной толпой. «Стоять, сейчас разберемся, так просто вы не отделаетесь!» – показывали там люди. Вскоре нашелся кто-то, кто немного знает английский. Он и объяснил нам, что цену водитель называл то ли за километр пути, то ли за минуту поездки. И мы ему должны не 10 баксов, а пару сотен.

Роли сразу поменялись. Теперь жертвами изнасилованиями стали мы, а охреневшего водителя захотелось придушить. Мы бы это наверняка и сделали, если бы не толпа поддержки, которую он вокруг себя собрал. После непродолжительных споров и предложения вызвать полицию, водителю были вручены 20 долларов и мы расстались, обменявшись проклятиями.