April 4, 2015

Свой бизнес в кризис. Овощные букеты и хранители "Макбуков"

И снова суббота, а это значит, что пришло время для ваших антикризисных бизнес-идей. В этот раз мне рассказали о том, как первое апреля стимулирует бизнес-процессы, почему важна съедобность подарка и как охотиться за кожей. Не забывайте присылать свои гениальные идеи мне на почту, лучшие из них я опубликую.

Анна из Санкт-Петербурга считает, что кризис – лучшее время для того, чтобы заменить цветочные букеты на овощные. "У меня как раз та самая ситуация с возможностью использовать кризис для  развития  бизнеса: рынок цветов привязан к курсу доллара и подкисает, овощные же букеты не только мегакруто выглядят, но ещё и полностью съедобные. С нынешними ценами на овощи, фрукты и зелень это является весомым аргументом в пользу выбора овощного букета", – пишет она. По ее словам, других лавок, специализирующихся на овощных букетах, в России и в мире нет, и потому Анна называет себя "безумным изобретателем, поставившим узкую странную специализацию на поток". Вот что ещё она рассказала:

Букеты из овощей "Очень хорошо"
Первого апреля 2014 года я шла на день рождения к своей сумасшедшей подруге. Я знала, что у нее там переодетый Дед Мороз планируется и другие чудачества, и хотела выступить на уровне. Букета у меня не было, ассортимент цветочных магазинов угнетал. В овощной палатке у метро я увидела пучки редиски нового урожая, и меня осенило)) Потрясая редисом, я ворвалась в цветочный магазин, немножко сломала мозг продавцу и получила букет, который в сочетании с датой (1 апреля) произвел фурор в автобусе, на улице, в магазине и на самом празднике. Букет фотографировали, люди улыбались, а я поняла, что у овощных букетов есть крутой потенциал.

Как все начиналось: реализация
Флористикой я никогда не занималась, но искусствоведческое образование здорово натренировало мое визуальное мышление и дало представление о композиции, золотом сечении и колористике. С двумя баулами овощей, фруктов и зелени, а также с золотым сечением и колористикой я приехала домой с рынка и начала эксперименты.

Мне хотелось, чтобы букеты были похожи на натюрморты голландских художников и воспринимались серьезнее, чем букеты из конфет и плюшевых медведей. Для себя я это сформулировала как "букет, который можно подарить своему начальнику, и чтобы на следующий день было не стыдно попросить у него повышение".

Составить каталог букетов для покупки одним кликом у меня так и не получилось: из-за кризиса и санкций каждый поход за ингредиентами превращается в русскую рулетку. Инжир вырос в цене на 900%, фейхоа исчезли и появились вновь в единственном магазине по цене 3 000 рублей за килограмм.

Каждый букет – авторский, собирается не по схеме, а по любви, состав обсуждается с заказчиком (женщины любят подробности, мужчины ограничиваются "ярким", "жёлтым", "для тёщи").

Цветы vs Овощи
В чем преимущество овощных букетов для покупателя? В том, что за приемлемую цену (стоимость букетов фиксированная и зависит от размера – 1000, 1500, 2000 р.) он сможет гарантированно удивить одариваемого и выделиться из толпы других дарителей в ситуации свадьбы или юбилея. Плюс все букеты абсолютно съедобные (ингредиенты ничем не обрабатываются), что делает букет из овощей прекрасным этичным подарком для вегетарианцев и сыромоноедов.

В чем преимущество овощных букетов для  меня как изготовителя? Работа по предзаказу позволяет точно рассчитать необходимое количество брокколи и гранатов, которые нужно закупить для работы. Отбраковки и порчи продуктов не бывает – если вдруг случайно что-то и остается, оно просто съедается.

О покупателях
За полгода работы я делала букеты для самых разных людей и ситуаций: был букет из апельсинов в пару к подарку-соковыжималке, свадебный букет, который невеста и жених ритуально съели в конце свадьбы, особо прочный букет для хоккеиста, который жена бросала мужу-имениннику на лед во время игры, букеты для кормящих мам из яблок и шпината, для учителей и врачей (вот уж кого обычными букетами не удивишь), для супербоссов из "Газпрома", нефтяных магнатов, художников, музыкантов (Олег Гаркуша постучался ко мне в друзья в контактике после получения букета, это успех), профессоров, сотрудников Русского музея и работников центра "Антон тут рядом".

Когда я только начинала, думала, что постоянных покупателей завести будет сложно – ну сколько раз может человек дарить своим близким букеты из овощей? Оказалось, зря боялась: овощей и их комбинаций так много, что можно хоть каждую неделю по букету заказывать, и каждый раз что-то новенькое будет. На визитке, которая крепится к букету, я пишу его подробный состав. Это добавляет экшна в процесс изучения букета: люди ищут лук "банан-шалот" и "татарку", знакомятся с лонганами, рамбутанами и топинамбуром.

О результатах на сегодняшний день
К постоянным розничным покупателям стали подтягиваться заказчики корпоративные: я оформляла праздник для банкиров композициями из капусты (капуста – деньги), проводила мастер-классы по изготовлению овощных бутоньерок, сделала несколько тематических линеек – новогодние букеты с мандаринами, имбирными расписными пряниками и хлопком, букеты на 14 февраля "любовь-морковь", на которые можно надевать кольца для предложения руки и сердца. А ещё я запустила доставку букетов из Питера в Москву за 300 рублей в тестовом режиме: заявок от москвичей на букеты много, а с открытием отделения в Москве я пока не справлюсь.

О планах
— допилить сайт и ловить "горячих" покупателей, которые за день до праздничной даты набирают в Яндексе "необычный букет купить" (подписчики в группе – покупатели "отложенные", они ставят лайки и ждут подходящего праздника-случая, чтобы заказать букет);
— подружиться ещё с несколькими агентствами по организации праздников и корпоративов: опыт проведения трех букетных мастер-классов (включая презентацию новой модели "Лэнд Ровера") показал, что дамы в брильянтах охотно чистят чеснок и наматывают калину на шпажки с горящими глазами;
— запустить весеннюю линейку овощных букетов с вербой;
— снять вирусный ролик "Мужик ест букет";
— продавать франшизу с обучением будущих мастеров (в овощной флористике много тонкостей, и она довольно сильно отличается от обычной по технологии).

Овощные букеты "Очень хорошо":
https://vk.com/o_horosho

Кожаные чехлы Soer для "Макбуков"
Антон решил, что кризис очень подходит для того, чтобы получить конкурентное преимущество при покупке сырья. А ещё он искренне не любил пластиковые чехлы для ноутбуков. Всё это привело к тому, что теперь его компания производит чехлы ручной работы из итальянской кожи для "яблочной" техники.

Про кожу
Современная индустрия производства кожаных изделий в Европе создала новый рынок – утилизированной кожи. Это означает, что она, например, покрашена не в тон всей партии, да и просто остатки. В дальнейшем у такой кожи два пути: низкосортная перерабатывается в прессованную, а высокосортная отправляется на специальные склады в Италии и Германии, где её на вес скупают дилеры и маленькие производства. 

Про чехлы
Вообще, я чехлы терпеть не мог и считал, что хорошее устройство можно носить и без них. Но после того, как "Макбук" стал стоить 70 тысяч, носить его вместе с бутылкой воды и ключами в рюкзаке стало слишком расточительно. Используя небольшой цех, я могу шить чехлы из высококачественной кожи и вставлять в них самую лучшую в мире молнию Riri (чтобы не царапала "мак" и не заедала), при этом сохраняя адекватную цену. Из плотной кожи я шью сам – немного поработать руками мне нравится (для этого даже пришлось создать бесшумный пресс-пробойник).

Про кризис
Первые шаги я делал и несколько лет назад, но тогда конкурировать по цене было сложно, да и опыт в бизнесе был совсем нулевой. Но когда взлетел евро, утиль вырос всего на 20%. Стало ясно, что надо срочно всё начинать заново и не замахиваться на собственное производство, а лучше содержать маленький проект с небольшими тиражами. Кризис заставил засучить рукава, большую часть работы делать самому и мыслить не оптимистичными, а реалистичными категориями.

Появилась идея: нужны небольшие производства, которые могли бы шить небольшими партиями для дизайнеров, качественно и в срок, пусть даже и по цене выше рыночной. Их, конечно, не случайно единицы – ведь в России очень мало портных, которые бы могли ответственно работать. Они на вес золота, и иногда их зарплата превышает 100 тысяч рублей. Их выкупают, переманивают, держатся за них. Так было до кризиса, так и сейчас. 

Кожаные чехлы Soer:
https://vk.com/soershop
http://www.soerco.ru/

Посты по теме:
Знайте себе цену
Как заработать в кризис?
Советы тем, кто решил открыть свое дело
Ваша идея ничего не стоит
Полезная двуличность

Бизнес в кризис:
Антисанкционный сыр и приложение для добычи алкоголя
Детская одежда и поиск скидок
Старьевщик
Изобретатель
Гаражное производство
Доставка через путешественников, электроника и отпугиватель птиц
Электронные обои, «мешок гнева» и «контроллер ярости»
Обмен валют и вещи из автомобильных запчастей
Cтрелковый клуб и дисконт-портал

—————————————————————Если у вас есть интересный стартап или идея, которую вы хотите представить читателям моего блога, пишите письмо на почту 7967738@gmail.com. Если идея мне покажется интересной, я опубликую ее в своем блоге. Важно: я готов помогать интересным мне стартапам, которые рождаются в кризис и используют преимущества кризиса для старта.