October 3, 2014

Цензура в китайском кино

День и ночь российские депутаты думают, как-бы запретить в наших кинотеатрах идеологически вредные американские фильмы. А в это время в Голливуде думают, как бы им угодить и понравиться китайской цензуре. То есть, в Китае уже не надо ничего запрещать, так как все неприятные сюрпризы для коммунистической партии КНР убирают заботливые руки голливудских режиссеров. Как так получилось?

За последние 2 года Китай поднялся с шестого на второе место в мире (после Японии) среди самых крупных зарубежных рынков для Голливуда. В 2012 году объем кассовых сборов в КНР составил $2,7 миллиарда. Для сравнения, в России – 1,3. Но есть нюанс. Если в России из этой суммы только 15% приходится на российские фильмы (название которых так отчаянно пытался вспомнить депутат Железняк в этом ролике), то в Китае еще совсем недавно в кинотеатры пускали не более 20 иностранных фильмов в год! Сейчас, правда, это число увеличено до 34 фильмов.

То есть, как несложно догадаться, иностранные фильмы здесь, очевидно, не доминируют. Достаточно просто зайти в любой китайский кинотеатр, чтобы убедиться, что это так. Естественно, что в результате здесь идут только самые кассовые фильмы, которые имеют возможность привлечь китайскую аудиторию. Никто не рискнет показывать в кино рисковые фильмы. Берут только самые-самые блокбастеры.

Каждый в Китае, кто ходит в кино, знает вот эту картинку:

Она появляется перед началом каждого фильма и означает номер разрешения, выданного Главным государственным управлением печати, телерадиовещания и информации. И означает, что этот фильм разрешен к просмотру.

Про китайские фильмы и так все понятно – их контент мониторится еще на стадии написания сценария. Но что делать с иностранными фильмами?

Все очень просто. Чтобы получить доступ в местные кинотеатры, американские кинопроизводители вынуждены считаться с китайскими цензорами. Наибольшей поблажкой китайским властям считается изменение сценария фильма “Красный рассвет” (2012), в котором американские тинейджеры спасают хрупкую демократию от страшного северокорейского вторжения.

Изначально, по сценарию демократию нужно было защищать от китайской армии, но в Китае погрозили пальчиком, и НОАК превращается, превращается НОАК в страшную армию Ким Чен Ира! Ким Чен Ир нищеброд, и не смог дать американцам больше. Вот и поплатился.

В некоторых случаях приходится и применять “небольшое обрезание”. Так, создатели фильма “Скайфол” не только показали Шанхай, как город будущего (там, действительно, съемки города захватывающие), но и согласились с вырезанием сцены, где Бонд запросто убивает китайских охранников на входе в небоскреб. В китайской киноверсии он просто вошел в здание, охранников там не было.

Другой пример (достаточно вопиющий) связан с фильмом брата и сестры Вачовски “Облачный атлас”. В китайской киноверсии из фильма было удалено аж 38 минут ленты! Почти вся фабула про азиатскую тоталитарную страну. Доходило до смешного - удалили сцену, где герой спрашивает негра, за что его избивали, и негр отвечает: “За то, что я поездил по миру, много видел, я плохой раб!” Что хотели сказать цензоры удалением этой сцены - непонятно. Что китайские зрители, посмотрев фильм, могут стать плохими рабами?

Примеров вылизывания китайского очка со стороны представителей Голливуда можно еще привести достаточно много. Китайские ученые гордятся изменением китайского имиджа в фильмах. “Нам надоело, что нас в кино показывали только как мафиози и кунфуистов", – говорит китайский эксперт в области кинематографа. "Мы, ваще, можем еще и мир спасти. Вместе с америкосами”.

И действительно, в фильме “2012” от вселенской катастрофы человечество спасает правительство США совместно с правительством (сюрприз!) КНР.

Журнал Тайм описывает ситуацию просто: Голливуд теперь просто не может себе позволить делать фильмы, которые могут не понравиться Главному государственному управлению. Фильмы, в которых благосклонно отзывались, например, о Далай Ламе (“Семь лет в Тибете”, 1997), ушли в прошлое, а Бред Питт, снявшийся в том фильме, до сих пор кусает локти, так как визу в КНР ему больше не дают. Упс!

Вот оно, здание Главного управления. И перед ним заботливые люди в костюмчиках, которые не дадут вашим деткам увидеть сцену, где какой-то негр говорит, что он “плохой раб”.

Но не все так однозначно. Часто бывает и так, что цензоры могут что-то недосмотреть, или недопонять. Сразу 2 крупных скандала разразились в течение последнего времени вокруг кинематографа в Китае.

Первый скандал был связан с фильмом “Лэй Фэн”. Для справки: Лэй Фэн – это такая фигура воспитания молодежи в коммунистическом духе, какой в совке был Павлик Морозов. Только Павлик папу сдал, а Лэй Фэн корову столкнул с рельсов и сам попал под поезд. Молодец! А вот после его героической смерти, на рельсах, рядом с коровой, в его столике нашли дневник, где Лэй описывает, как он восхищен Мао Цзэдуном, и как он должен еще лучше стараться построить в Китае коммунизм. И парень круто попал на ТВ. Точнее, в госпропаганду.

До сих пор китайские города украшают плакатами “Учись у Лэй Фэна!”. Но, как и любой другой идеологический штамп, он со временем превратился в пустой ритуал. Шли годы, и молодому поколению, уткнувшемуся в айфончики и мечтающему если и не о “Феррари”, то, как минимум, о “Фольксвагене”, уже давно, мягко говоря, не близки идеалы какого-то там парня, столкнувшего корову с рельсов ради блага собственной военной части.

Но государство этого не понимало, до тех пор, пока в Нанкине (население 8 миллионов человек) с помпой не вышел на большие экраны фильм “Лэй Фэн”. И за первый день во всех кинотеатрах города не было продано НИ ОДНОГО билета. Еще бы, платить свои денежки за идеологический мусор – ну это, знаете ли, перебор. Естественно, что на следующий день “явку обеспечили” за счет военных и студентов. Но осадочек остался и, как говорят, некоторых руководителей по головке не погладили.

Второй скандал был связан с фильмом “Капитан Америка”. Что такое “Капитан Америка”? Это, по сути, то же самое, что и “Лэй Фэн”, только американский. И тут вдруг этот фильм становится не просто популярным, а ультрапопулярным в Китае. Очереди за билетами, дополнительные сеансы, высочайшие за всю историю рейтинги на китайском аналоге IMDB “Доубань”. Как же так? Как выяснилось, секрет популярности “американского Лэй Фэна" состоял в следующем: в идее патриотизма без государства. Капитан Америка спасает страну, даже несмотря на противодействие властей. Параллельно в фильме сносят половину Вашингтона. А он остается патриотом и героем. Китайская реакция: могло ли у нас быть такое в кино, что власти плохие, половину Пекина уничтожают, но человек остается патриотом? Цензоры недосмотрели…