August 12, 2014

Tesla Model S

Две недели назад мне позвонил Михаил

slobodin, генеральный директор "Билайна", ставший как раз счастливым обладателем электроавтомобиля "Тесла". Разумеется, я не мог отказаться от приглашения покататься на чудо-автомобиле. Тем более раньше я видел "Теслу" только внешне, никогда даже не заглядывал в салон. Короткая прогулка плавно перетекла в длинный тест-драйв. Машину мне любезно доверили ребята из Revolta Motors, которые продают "Теслы" в России.

Первые впечатления, конечно, фантастические. "Тесла" – это не совсем про автомобиль, это про будущее. Ни на что не похожая, быстрая (4,4 секунды до сотни в максимальной комплектации), красивая. Но самое интересное выясняется тогда, когда начинаешь разбираться во всей концепции "Теслы". Например, "Теслу" не имеет смысл угонять, так как каждая машина отслеживается и может быть моментально заблокирована в случае угона. Конечно, злодей может заглушить сигнал передатчика, но отключенная от сети "Тесла" жить полноценной жизнью не может, ведь обычный сервис у нее тоже делается онлайн.

Уже сейчас с каждым обновлением прошивки автомобиль улучшается, появляются новые функции, совершенствуются старые. Машина самостоятельно проверяет обновления, скачивает новую прошивку из интернета и затем предлагает установить. В случае чего работники сервиса через интернет могут удаленно сделать диагностику и исправить ошибки. Компания вообще мониторит все машины и следит, чтобы у владельцев не было никаких проблем. Это всё нюансы, но они в каждой детали автомобиля.

Впервые Model S от "Теслы" показали в 2009 году, а поставки начались в 2012-м. Всего в мире к концу первого квартала 2014 года было продано около 32 тыс. автомобилей Tesla S.

"Теслой" мы обязаны гениальному Илону Маску, основателю компаний PayPal, SpaceX (разрабатывает космические ракеты-носители) и Tesla Motors.

Месяц назад, 12 июля 2014 года, Илон Маск опубликовал на официальном сайте "Теслы" статью под заголовком "Все наши патенты принадлежат вам". "Тесла" открыла все свои патенты, которые раньше были засекречены. Илон Маск говорит, что сейчас патенты служат огромным корпорациям и обогащают их владельцев. Тем самым они душат прогресс, потому что поощряют не реальных изобретателей, а бизнесменов, которые купили права на изобретения. Когда "Тесла" была основана, ребята поначалу тоже запатентовали свои технологии, защищаясь таким образом от крупных автомобильных концернов. Сейчас "Тесла" хочет стимулировать развитие электроавтомобилей, поэтому делится всеми своими разработками. Может быть, патенты "Теслы" пригодятся на "АвтоВАЗе", и скоро мы увидим отечественный электромобиль?

А пока я предлагаю вам прокатиться на "Тесле".

Итак, вот она, "Тесла Модель Эс"! Внешне, на мой взгляд, ничего особенного. Какая-то она бесхарактерная получилась. Взять тот же "Ягуар", "Порше" или "Мазератти" – их ни с чем не спутаешь, а тут дизайн совсем ни о чем. Такое впечатление, что дизайнеры "Теслы" нарисовали среднестатистический спорткар, боясь чем-то выделиться.

Глянцевая накладка вместо решетки радиатора поначалу смущает, все время кажется, что какой-то чужеродный элемент, как картонка на старом автобусе или грузовике зимой.

Спустя несколько дней к дизайну "Теслы" привыкаешь, и она уже начинает нравиться. Поговорил с другими счастливыми обладателями. Моя теория подтвердилась: любовь приходит на 3-4 день.

В моем случае "Тесла" имела стеклянную крышу с огромным люком, про него поговорим отдельно.

Фары

Посмотрим, что у "Теслы" внутри.

Сзади – большой багажник.

Запаски нет, зато есть отсек небольшой, где можно что-то хранить. В моем случае тут дорожный набор и провода для зарядки. Больше особо ничего не поместится.

Опционально в задний багажник устанавливаются 2 детских кресла. Не знаю, насколько это практичное решение в плане безопасности.

Спереди тоже есть багажник!

В него идеально помещается складной велосипед "Бромптон" или все та же запаска. Велосипеды "Пежо" немного ревнуют, так как до размера маленького переднего багажника "Теслы" они сложиться не могут.

11. Двери без рамок

12. С деталями по кузову все очень хорошо. Один поворотник чего стоит. Ну и, конечно, выдвигающиеся ручки! Ручки выезжают, когда вы подходите к машине, в закрытом состоянии они полностью прячутся в кузов.

Вот так это выглядит:

Что у нас внутри?

Самый главный вопрос, который задают люди: "Ну как она едет?!" Едет она круто. Разгон 5 секунд до сотни на электродвигателе – это что-то. Бесшумно, с ровным ускорением, без рывков. Напоминает разгон на самолете. Похожие ощущения я испытывал на Миг-29, когда летал в стратосферу.

Машина абсолютно бесшумная, её не надо заводить или выключать. Она как телефон – всегда готова к работе. "Тесла" умеет незаметно подкрадываться к пешеходам.

Мне сложно сравнивать "Теслу" по динамике с другими машинами, так как нет достаточного опыта. Но вот что пишут люди, не доверять которым у меня нет никаких оснований:

"По динамике Тесла однозначно превосходит одноклассников и конкурирует с серьезными спорт-карами, имея явное преимущество перед ними в обычной городской езде, потому что такой могучий и ровный момент с нуля не снился никаким Поршам или AMG. Думаю, что от 0 до 80 км/ч у нее просто нет конкурентов, динамика от 80 до 140 км/ч сопоставима с настоящими спорт-карами, а обогнать Теслу, наверное, можно только ближе к 200 км/ч. Максимальную скорость я не мерил, т.к. машина чужая и новая, но до 211 км/ч она разогналась очень легко и быстро. Данные с их сайта: 416 л.с. при 5-8 600 об/мин, 600 Nm при 0-5 100 об/мин. Обратите внимание на "полку" момента!

По подвеске, комфорту и управляемости все очень хорошо, и, по моим ощущениям, это уровень чуть выше Е-класса, но не дотягивает до S-класса или ML на пневмоподвеске, и, однозначно, Тесла лучше по этим показателям любого BMW, Audi или Maserati"

Приборная панель – это большой экран, на котором показывается актуальная информация. Это может быть спидометр, а может просто картинка с машинкой, на которой отображается, какие двери открыты. Приятная мелочь.

Меню справа управляется джойстиком на руле. Через него можно управлять климат-контролем, люком и т.д.

Спидометр поделен на две части. Слева показывает скорость, а справа – расход или рекуперацию энергии. Кстати, система рекуперации работает в двух режимах, стандартном и ослабленном. Стандартный вырабатывает максимум энергии, но если отпустить газ, то чувствуется заметное торможение. Очень непривычно вначале, так как машина либо ускоряется, либо тормозит. Этот режим можно отключить, тогда торможение практически исчезнет, но и энергия будет меньше возвращаться.

Главная фишка – это огромный сенсорный монитор. На мониторе выводится вся информация, также он нужен для управления большинством систем автомобиля. С него вы и двери блокируете, и температуру контролируете, и меняете режим подвески.

Бортовой компьютер "Теслы" работает на базе Linux. Под каждого водителя можно создать профиль, и машина запомнит индивидуальные настройки. Дальше все как в планшете – вай-фай, блютус, приложения.

Главное – обеспечить "Теслу" интернетом. В США или Европе с этим проще. Там "Тесла" продается официально, в ней уже стоит симка с бесплатным интернетом, который работает от Португалии до Эстонии. Самостоятельно поменять SIM-карту нельзя, она запрятана в недрах компьютера, и занимаются этим в сервисе Теслы. Поэтому для России надо кинуть в машину любой мобильный роутер, раздающий интернет. У меня был 4G от "МегаФона".

Меню редактирования профиля.

Экран можно разделять на 2 части, вызывая одновременно навигацию и, например, интернет-браузер. В данном случае внизу у меня экран встроенной гугл-навигации, а вверху я в браузере зашел на Яндекс.Карты.

Навигация на экране только "Гугл, и работает она только с интернетом. Из явных минусов – нет поддержки русского языка интерфейса и кириллической клавиатуры, так что вводить адреса сложно. Почему-то нельзя обозначить точку на карте, куда тебе ехать, простым касанием. Адрес обязательно вводить полностью. Ну и вообще, я не люблю карту "Гугла". Они тормозные и кривые. Зато можно эффектно включить вид со спутника.Удобно, если за городом едешь и ищешь проселочные дороги. Странно, что в картах не предусмотрено даже минимальной памяти. Каждый раз все подгружается как в первый.

На случай если интернет не работает, есть встроенная навигация от Navigon, которая работает оффлайн. Она отображается на приборной панели слева от спидометра.

Парктроник интересный. Камера только задняя, габариты машины не показывает и подсказок, как парковаться, не дает. Зато показывает в сантиметрах расстояние до препятствия. Очень круто, так как иногда кажется, что уже почти врезался, а на самом деле полметра остается )

Браузер. Почему-то очень тормозит. Нормально пользоваться интернетом не получится. Все очень долго загружается, хотя в качестве источника интернета я использовал мегафоновский 4G-модем. Проверяю на ноуте – все летает, на "Тесле" тормоза. Опять же, машина не запоминает ничего, и каждый раз надо загружать страницу заново. Ну и сам компьютер подтормаживает. То есть, прокрутка экрана не плавная, как вы привыкли на планшете, а с заеданиями. Кроме того нет поддержки флеш и видео.

Камера может работать и во время движения.

График расхода энергии

Настройки машины. Тут можно поиграться с подвеской – контролировать клиренс автомобиля и другие настройки.

В этом же меню блокируете двери и настраиваете свет.

Управлению люком посвящен целый раздел в меню! Мне кажется, что машину вообще делали ради люка. В "Тесле" настоящий культ этого люка!

Я даже записал видео, как можно чудо-люком управлять из меню!

Климатом тоже управляешь с экрана. Тут ничего необычного. Зимой из плюсов – печка начинает работать сразу, так как тепло идет не от двигателя. Не надо 10 минут ждать, пока машина начнет прогреваться.

Отдельно можно сказать про музыку. В "Тесле" нет проигрывателей дисков, зато есть несколько USB-розеток, через которые можно не только питать роутер или заряжать телефон, но и вставить флешку с музыкой. Но самое крутое, что музыку в "Тесле" можно слушать прямо через интернет. Есть интернет-радио TuneIn, так что можно включить практически любую радиостанцию мира. Музыку с Айфона Тесла проигрывает через блутус. В общем, в тишине вы не останетесь.

Минус большого экрана – пассажир видит постоянно заляпанное стекло.

С экраном вообще странная история. С одной стороны, за этим будущее. Система рассчитана на установку новых программ, обновление меню и настроек. Пока "Тесла" не выложила исходные коды, так что сторонние производители не могут делать софт для "Теслы", но рано или поздно это случится. Все ждут, когда появится магазин приложений.

Тогда можно будет ставить крутую навигацию, нормальные браузеры, смотреть кино и многое другое. Пока "Тесла" напоминает тот самый первый "Айфон", который еще ничего особо не умеет, кроме как производить впечатление. Все понимают, что это будущее и с нетерпением ждут, когда оно приоткроет свои двери.

С другой стороны, во время движения лезть в меню и менять какие-то настройки, которые всегда менялись ручками и кнопками, неудобно. Чтобы элементарно разблокировать двери, надо два раза ткнуть в экран (один раз войти в меню настроек, второй раз нажать на разблокировку). При этом на ощупь сделать это не получится, нужно смотреть, куда жмешь. То же самое с управлением климатом. Не знаю, как это влияет на безопасность. Наверное, не очень хорошо.

Компьютер "Теслы" синхронизируется с вашим смартфоном и можно удаленно управлять машиной. Основные функции – это отображение состояния и местоположения машины, мониторинг и управление зарядкой. Можно удаленно закрыть и открыть автомобиль, поморгать фарами, подать звуковой сигнал, приоткрыть крышу для вентиляции и т.д. Можно удаленно включить климат-контроль и прийти в уже теплую машину зимой или прохладную летом.

Посмотрим внимательно на салон. Салон сделан очень качественно. Ничего не скрипит, не болтается, все материалы отлично подобраны, никаких нареканий нет.

Сзади три сидения, не знаю, есть ли возможность установки подлокотника, но его явно не хватает.

Взрослому человеку комфортно сидеть не получится. Я со своим средним ростом 187 см упирался головой в потолок. Нужно сильно скрючиться, чтобы не биться головой.

По эргономике салона вообще много замечаний. Вот, например, дефлекторы (или как называются эти решеточки воздуховода?) нельзя принудительно закрыть.

Сзади такая же история. То есть, если одному пассажиру хочется похолоднее, то второй не сможет закрыть свой воздуховод.

Теперь посмотрим внимательно боковую стенку салона... что мы видим? Точнее, чего мы не видим? РУЧЕК. Ахахахаха! В "Тесле" не за что держаться! Ручек нет не только наверху, но и на дверях.

Ручка, за которую вы закрываете дверь, находится сверху у самого стекла, внизу просто подлокотник, но держаться не за что вообще.

Спереди – такая же картина. То есть, нормально держится только водитель за руль. Пассажиры болтаются по салону. Особенно странно это для машины со спортивным характером. Мои пассажиры держались за ремень. Но это очень странно, впервые вижу машину без ручек в салоне.

После культа люка идет культ бардачка! Для его открытия на панели сделали отдельную кнопку! То есть, в "Тесле" есть всего 2 физические кнопки (если не считать руль): включить аварийку и открыть бардачок! Сколько внимания! Не стоит смеяться, бардачок действительно заслужил, чтобы ему в "Тесле" посвятили целую кнопку. Это единственное место, куда можно хоть что-то спрятать! Да, я не шучу: ни в дверях, ни в подлокотнике, ни даже на тыльной стороне передних сидений нет ни одного кармашка! Очень странно. Все ваши ручки, сигареты, бумажки, мелочь и т.д. можно кинуть только на пол. Но спрятать никуда нельзя. Бардачок очень маленький, и кроме инструкции туда ничего особо не поместится.

Самый главный вопрос, который многие задают: а что с "Теслой" будет зимой?

Не знаю, что с ней будет зимой, но на "ЮТубе" есть масса роликов про зимнюю эксплуатацию, в том числе и в России. Ребята в Барнауле при -40 ездят – и ничего. Вроде, ничего страшного не происходит. В "Тесле" есть какая-то хитрая система подогрева аккумуляторов, так что они не замерзают.

Теперь про зарядку.

Когда Тесла только разрабатывалась, стало понятно, что есть одна проблема: нет инфраструктуры для электромобилей, их негде заряжать. Есть общественные зарядные станции, но их мало, и они не очень мощные. Поэтому "Тесла" решила сделать инфраструктуру самостоятельно и сейчас развивает сеть мощных зарядных станций Supercharger с мощностью 120 кВт. За 40 минут она полностью заряжает батарею модели S (то есть, она мощнее публичных зарядок примерно в 16 раз). На крыше установлены солнечные батареи, что снижает нагрузку на сеть. Кроме того, если вы не хотите ждать, за 90 секунд можно сменить батарею на новую и ехать дальше.

Суперчарджеры оборудованы специальными стойками для машин других компаний. То есть, если у вас не "Тесла", то вы все равно можете там подзарядиться. Сейчас компания активно развивает систему Суперчарджеров. В США их 100 штук, к концу 2015 года каждый житель США будет жить не более чем в 100 милях от Суперчарджера. В июне открылись первые зарядки в Китае, в Европе их 32 штуки. В России пока нет.

Компания ставит их сама. На одной станции от 4 до 10 стоек. Частью стоек могут пользоваться любые электромашины, не только "Тесла". Главная фишка этих станций в том, что зарядка бесплатна для модели S с батареей мощностью 85 кВт*час. К батарее мощностью 60 кВт*час опцию можно подключить за $2,000. Вы можете купить и поставить себе такую зарядную станцию сами, но есть одно условие: вы должны обеспечить к ней публичный доступ и бесплатно заряжать "Теслы".

Coming soon: если вы не хотите ждать, можно за 90 секунд заменить батарейку и ехать дальше. Пока это не реализовано, но в ближайшем будущем появится.

Еще одна проблема – производство батарей. Нынешнего объема недостаточно для массового производства "Теслы", и батареи выходят дорогими. Тесла планирует построить огромную фабрику Gigafactory, которая к 2020 году будет производить больше батарей, чем сейчас производится по всему миру. Это позволит снизить стоимость батареи в "Тесле" по меньшей мере на 30%.

Сейчас в комплекте с а/м поставляется Tesla Universal Mobile Connector (зарядный кабель с переходниками). К нему может быть три розетки:

1. Обычная бытовая сеть, тогда автомобиль заряжается 13А/220V, т.е. мощность порядка 2.8 кВт;
2. Однофазная синяя розетка 26А/220V, т.е. 5.7 кВт;
3. Трехфазная красная розетка, 3 фазы по 16А каждая и 220V, итого мощность около 11 кВт.

Если автомобиль оборудован опциональными двойными чарджерами, тогда можно от зарядной станции заряжаться токами 3ф по 26А и 220V каждая, итого мощность 17 кВт.

Как рассчитать время зарядки? При емкости батареи в 85 Квт/ч полезная емкость – порядка 82 кВт/ч. То есть, берем эту цифру и делим на мощность источника, получаем приблизительное время. Приблизительное, потому что батарейка имеет нелинейную кривую зарядки. Вначале быстрее заряжается, а в конце – медленнее. Связано это с особенностями LiOn-аккумуляторов, а также с тем, что в конце происходит балансировка ячеек.

Про зарядку подробнее можно посмотреть на сайте "Теслы", там хорошая инфографика.

Лючок для зарядки спрятан в отражателе боковой фары. Когда идет зарядка, эффектно мигают синие полоски на фаре.

Себестоимость "полного бака" на "Тесле" получается около 140 рублей. Все зависит от тарифа. Если ночной в Москве 1,68 руб/квч, то умножаем на 82. Это если дома заправлять. На публичных зарядках тариф, как правило, в два раза больше, чтобы хотя бы за 3-4 года "отбить" стоимость оборудования (250-300 тыс.) и установки (40-100 тыс. руб.).

slobodin позирует с зарядной станцией в центре Москвы!

Где заправлять в Москве? Пока с этим сложности. Уже проведен один конкурс в Мосэнерго. Они купили оборудование, но кто и как его будет устанавливать и эксплуатировать – большая тайна. Москве нужно 5-6 тыс зарядок до 2017-2018 года, чтобы быть хоть как-то на уровне адекватных мегаполисов, но этого нам точно не светит. Сейчас зарядки для электромобилей есть в частных гаражах, в некоторых офисных центрах. В Москве есть несколько публичных зарядок по карточкам. То есть, чтобы эксплуатировать нормально "Теслу", вам надо иметь гараж с розеткой.

На сколько хватает батареи? "Тесла" все время пишет, что на полной батарее можно проехать более 400 км. Это если ехать ровно по шоссе с попутным ветром и выключенным кондиционером. Реально, по моим ощущениям, это около 300 км по городу и около 200 км, если водить агрессивно и стоять в пробках.

Как я уже писал, заряжается машина в зависимости от вашей розетки. От обычной бытовой будет заряжаться часов 30. Но тут не все так просто. В большинстве случаев такая розетка работать не будет, ей нужно настоящее заземление, которое не всегда есть в наших розетках.

Сколько стоит? В "Тесле" решили пойти по пути Apple и не искать дилеров в каждой стране, а продавать машины прямо с завода непосредственно покупателю, в том числе через интернет, а также открывать свои собственные магазины и сервисные центры. Другими словами, речь идет о модели, которая в маркетинге называется direct selling.

Проблема в том, что в США прямые продажи автомобилей во многих штатах запрещены законом. Кроме того, в Америке существует большое лобби автодилеров. Ядро этого лобби – организация NADA (National Automobile Dealers Association), она объединяет 16 тысяч компаний-дилеров и спонсирует многие политические кампании. Многие годы именно она правила бал, и суды обычно в своих решениях поддерживали автодилеров. Другими словами, речь идет о том, что дилеры не хотят получать конкурентов в виде компаний-производителей, которых они сейчас представляют.

Поэтому решение "Теслы" вызвало бурю негодования среди дилеров, они пытались надавить на компанию и заставить ее отказаться от такой модели. В частности, здесь можно упомянуть о конфликте с администрацией Нью-Джерси, Аризоны, Техаса, Миссури, Колорадо и других штатов. Например, в Колорадо у "Теслы" есть несколько магазинов, но новые открывать она не может. В прошлом году 140 тысяч человек подписали петицию Обаме с просьбой разрешить "Тесле" открыть магазины во всех 50 штатах. Суть ответа администрации президента примерно такова: "Мы любим "Теслу", но ничем помочь не можем". Однако ситуация все равно меняется, несмотря на сопротивление, прямые продажи через интернет – это новый глобальный тренд.

Илон Маск объясняет свое нежелание работать по традиционной системе: "Автодилеры не могут продавать электроавтомобили из-за конфликта интересов. Они привыкли, что 99% денег они получают с продаж обычных машин, и им невыгодно продвигать электроавтомобили".

В России "Теслы" официально не продаются. Если вы хотите стать счастливым обладателем "Теслы", покупать ее надо в Европе, либо взять у дилера в Москве.

Существует 3 версии: 60квт, 85квт и Р85квт. Вот табличка характеристик и европейские цены:

Обратите внимание, что срок заказа – от 4-х месяцев, так как на машины очередь везде.

У Revolta Motors, где я брал машину на тест, цены на машины в наличии – 5 миллионов за 85 версию и 6 миллионов за Р85. Дорого, так как машина в наличии, плюс при доставке НДС, утилизационный сбор и акциз. Если вы не спешите, можно привезти дешевле. Тогда к европейской цене добавится стоимость доставки и 27-30% налогов и сборов. Тут надо помнить, что на электромобили в России нет пошлины только для юридических лиц.

В общем, на заказ можно уложиться в 5 миллионов за топовую модель без наворотов.

А теперь самый главный плюс "Теслы": БЕСПЛАТНАЯ ПАРКОВКА В МОСКВЕ! Да, это не шутка, оказывается, за электромобили не надо платить на парковке! Удивительно, конечно. Я первый день отдал на парковку около 1000 рублей и только потом прочитал, что зря ). Дептранс любит владельцев электромобилей ;)

Общее впечатление, конечно, очень крутое. "Тесла" – это не автомобиль, а маленький космический корабль, который почему-то не летает, а вынужден ездить по дороге вместе со всеми. Илон Маск на наших глазах ломает устоявшиеся годами принципы автопрома. Я помню, когда "Эппл" анонсировал свой первый "Айфон", другие производители смеялись и рассуждали: "Да кому нужен телефон без кнопок! Да туда нельзя поставить игры!" и т.д. В итоге через несколько лет они спешно начали гнаться за гением Стива Джобса, который изменил весь рынок мобильников.

Похоже, такую же революцию сейчас делает Илон Маск в автопроме. Сейчас над электромобилями пытаются смеяться, а завтра сегодняшние звезды будут пыль глотать, догоняя новых лидеров.

Из интервью Илона Маска GQ:

Занимайтесь тем, что определит будущее человечества. Когда я учился в университете, я мечтал заняться тремя вещами: возобновляемыми источниками энергии, интернетом и покорением космоса. Благодаря финансовому успеху PayPal я смог основать компании Tesla и SpaceX. Но я никогда не думал, что смогу работать во всех трех областях сразу.

Для стартапа очень важна скорость. У меня был выбор: получить PhD в Стэнфорде или заняться бизнесом. В первом случае я лишь смотрел бы со стороны на то, как развивается Интернет, но не стоял сам у его истоков. Поэтому я выбрал второй путь. Мы с братом создали компанию Zip2 (разработка программного обеспечения для новостных компаний), а через несколько лет продали ее и основали PayPal.

Надо мыслить глобально. То, чем я занимаюсь в компании SpaceX, сильно отличается от идей Ричарда Брэнсона (сейчас он занимается разработкой коммерческих полетов в космос) и Джеффа Безоса (основатель аэрокосмической компании Blue Origin, которая специализируется на космическом туризме). Наши ракеты-носители примерно в 100 раз мощнее носителей Брэнсона.

То, что он делает – это очень здорово, я даже купил билет! Но это совершенно другая история: у него получится потрясающее развлекательное путешествие. Никаким образом это не приведет к созданию колоний на других планетах, а наша цель именно такова. Мы хотим создать жизнь на Марсе.

Целеустремленность – это ключ к успеху. В случае с "Теслой" я был очень близок к провалу, но никогда не опускал руки. Рецессия (речь идет о мировом кризисе 2008 года) очень сильно повлияла на автомобильный бизнес. "Тесла" как раз набирала обороты, и в этот момент наступил кризис. Мне пришлось вложить в компанию все, что у меня было, вплоть до последнего пенни. К счастью, именно этого объема вложений оказалось достаточно, чтобы удержать компанию на плаву – ни больше ни меньше.

В первые годы вы должны лично следить за развитием своей компании. Поначалу я нанял в "Теслу" генерального директора, но вскоре стало ясно, что он не справляется. Мне оставалось лишь взять все в свои руки. Теперь у меня потрясающая команда, и большую часть времени я трачу на техническое проектирование и дизайн. Это мой конек.

Ничего из этого не было бы возможно, если бы я жил не в Калифорнии. В мире нет лучшего места для технологических стартапов, чем Силиконовая долина. Нигде больше нет такой невероятной концентрации талантливых людей, денег и ресурсов. Здесь вся система построена таким образом, чтобы поощрять создание новых компаний.

Мы должны рассказать людям об электромобилях, а не ждать, пока они сами придут к нам. Проблема с автодилерами такова: ты решаешь, чего тебе хочется, прежде чем ты даже сходишь к дилеру в салон. И по сути ты идешь туда, чтобы получить желаемое после утомительной торговли. Именно поэтому мы открываем свои магазины в крупных торговых центрах, на оживленных улицах. Люди гуляют и заходят к нам, чтобы осмотреться и задать вопросы. Таким образом мы получаем достаточно времени, чтобы спокойно рассказать людям об электромобилях.

Думаю, в ближайшие 20 лет интерес к электроавтомобилям будет стремительно расти. Бензин будет только дорожать. Так что человечеству скоро придется столкнуться с экономическим и энергетическим кризисом, не говоря уже про загрязнение окружающей среды. Единственный выход – использовать транспорт на возобновляемых источниках энергии. Совершенно неясно, сколько еще триллионов тонн углекислого газа мы можем выбросить, прежде чем экологическая ситуация станет угрожающей. Так зачем вообще устраивать такие эксперименты?

Не принимай себя слишком всерьез. Однажды мы запустили на ракете SpaceX секретный груз: большой круг сыра. Мы слетали на орбиту и вернули его обратно, так что это был первый "космический сыр".

Если есть вопросы – задавайте в комментах.

Посты по теме:
Про мои автомобили

Сначала купи машину!

Жизнь в большом городе без личного автомобиля

Это мое место парковки!

Что делать, есть ваш быдлососед захватил парковочное место?

Зачем Дептранс провоцирует водителей?

---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях