June 30, 2014

Токийский трамвай

На сегодняшний день в Токио функционирует всего лишь одна трамвайная линия — Аракава. Это все, что осталось от некогда основного вида городского транспорта. Трамвай появился в Токио чуть более века назад — в 1903 году, когда электричество пришло на смену лошадям. Конная железная дорога в Японии появилась еще в 1882 году, была достаточно развита и простиралась по всей стране – от Окинавы до Хоккайдо. И даже после появления трамвая во многих префектурах она продолжала функционировать еще достаточно долго. Например, на Хоккайдо конная ж/д просуществовала аж до 1955 года. В Токио же электричество сразу вытеснило лошадок и уже с 1904 года в городе действовали три трамвайные линии, правда все они принадлежали разным компаниям.

Нетрудно догадаться, что это приносило немало неудобств – не всегда удобное расписание для пересадки на другую линию, да еще и снова платить за билет. В общем, недовольных горожан было много. А тут еще и русско-японская война, увеличение налогов и, соответственно, стоимости проезда. В конце концов, терпение токийцев лопнуло, и недовольные горожане вышли на улицу громить трамваи и нападать на их служащих.

В результате, в 1906 году три трамвайные компании было решено объединить в одну, а еще через пять лет компанию выкупил муниципалитет. На тот момент уже функционировали 138 км путей, перевозивших более миллиона пассажиров в день. Так, трамвай официально стал первым городским общественным транспортом и линии стали разрастаться по всему Токио. Тем не менее, новые трудности не заставили себя ждать. Как только трамвайное бюро преодолело финансовые трудности, случилось Великое землетрясение в Канто (1923), повлекшее за собой большой пожар, и уничтожившее добрую половину Токио, включая мосты и дороги. Огромными усилиями трамвайные линии удалось восстановить и, казалось бы, жизнь и трамвайное движение наладились, но тут началась война. К тому же, после землетрясения в Токио появился и главный конкурент трамвая – городской автобус.

Золотой век токийского трамвая пришелся на послевоенные годы, когда Япония активно восстанавливалась и перестраивалась. Трамвайные линии, как важная часть городской инфраструктуры, были полностью восстановлены всего за 5 лет.

В свои лучшие годы токийская трамвайная сеть насчитывала 41 маршрут с общей протяженностью линий в 213 км и пассажиропотоком в 1,5 млн человек в день, однако по мере роста количества автомобилей и плотной застройки города трамвай стал уступать в эффективности автобусам и метро. Всего за пять лет с 1967 по 1972 год было ликвидировано 181 км трамвайных путей.

Схема трамвайных путей (1961)

Традиционно, не обошлось без прощальных церемоний и трогательных благодарственных плакатов, адресованных трамваю. Фото сделаны в 1967 году в Гиндзе. Токийцы вышли попрощаться с трамваем.

"Спасибо за верную службу, уважаемый трамвай!"

Надпись на здании SONY : «Прощай, трамвай»

Действующая сегодня линия Аракава тоже рисковала быть закрытой, но по настоянию жителей города ее сохранили, передав в управление Токийскому транспортному бюро в 1974 году. Сейчас протяженность линий составляет 12,5 км, которые трамвай проходит за 50 минут с 30-ю остановками. Самые старые участки путей были построены еще в 1913 году.

Примечательно то, что ширина колеи трамвайных путей в Токио не изменилась со времен конной ж/д – 1372 мм. Есть и несколько частных ж/д линий, которые удобства ради также были выложены с такой шириной. Помимо Токио ширина колеи в 1372мм встречается только в японском городе Хакодатэ и больше нигде в мире. Линии JR (Japan Railways) за редкими исключениями имеют вполне стандартную ширину колеи в 1435 или 1067 мм.

Празднование 100-летия общественного транспорта Японии. Токио, 2011.

Трамвай – не только локальный транспорт, но и дань прошлому, попытка сохранить атмосферу старого Токио. Это такой аттракцион, медленно уносящий путешественника на задворки Токио, так не похожие на современные бизнес или развлекательные районы.

Местами трамвай проходит буквально в паре сантиметров от домов и заборов, давай шанс заглянуть одним глазком в дома и жизни простых токийцев. В основном, в подобных старых кварталах живут люди старшего поколения, с еще традиционным японским укладом жизни. Трамвай также проходит через парки и старое кладбище, улицы с маленькими семейными магазинчиками и мастерскими.

Билет на трамвай стоит всего 160 иен (1,6$), независимо от расстояния.

Так как трамвай популярен среди путешественников, для тех, кто хочет выйти и пройтись вокруг станций, есть безлимитный проездной на день за 400 иен.

Чтобы сохранить ностальгическую атмосферу, в Токио не запускают никаких сверхсовременных моделей вагонов. Самые старые модели остались неизменными еще с 1954 года, да и новые (последняя - 2009 г.) остаются в соответствующем стиле. Есть и парочка ретро-трамваев. На одной из станций есть небольшой парк с “площадью воспоминаний”, уставленный уже отслужившими вагончиками.

Хотя во внешнем виде трамваев и станций стараются сохранить шарм прошлого , и станции и сами трамваи оборудованы по всем новейшим японским стандартам, как и любой другой общественный транспорт. Туалеты, указатели, информационные щиты, навигация для людей с ограниченными возможностями, пандусы для въезда в вагон на инвалидном кресле и т.д. На трамвайных линиях также действуют универсальные магнитные карты, что делает удобным пересадки с автобуса или метро.

Рентабельность трамвая не слишком уж высока, но ее пытаются поддерживать, устраивая практически еженедельные развлекательные мероприятия и фестивали. Также популярны всевозможные трамвае-сувениры, будь то сладости в виде вагонов или миниатюрные модели. Хоть трамвай сам по себе является достаточно экологичным видом транспорта, предела совершенству нет. Муниципальное транспортное управление занимается озеленением участок вдоль (и между) трамвайных путей, что не только полезно, но и очень приятно с эстетической стороны.

Интерьер токийского трамвая:

Как и в другом общественном транспорте, разговаривать по мобильному в трамвае не принято.

Большинство линии токийского трамвая полностью обособлено

Через перекрестки установлены шлагбаумы, которые бьют по головам не слишком расторопных местных жителей, желающих проскочить в последнюю секунду перед трамваем!

Не все трамваи в Японии призваны вызывать ностальгию. Во многих городах ходят современные трамваи, с вполне футуристичным дизайном.

Саппоро

Тояма

Хиросима

Больше спасибо Мари Хуноян за помощь в подготовке этого поста. На этом посты из Японии заканчиваются ) Спасибо за внимание!

Посты по теме:
Японское железнодорожное чудо "Синкансен"

Токийский метрополитен

Исторический трамвай в Сан-Франциско

Парижский трамвай

Трамвай в Лионе

Прогулка по старой Москве на трамвае!

Личный автомобиль в Японии

Японский велосипед

Японский мусор

Японская мода

Япония, детали

---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер

Одноклассники

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях