Синий троллейбус

Сегодня я провожу день троллейбуса. Весь день у меня выходили разные посты про троллейбусы, про его преимущества, про его важность для города, я даже предлагал вам его критиковать. Это последний пост на сегодня. Я его написал далекой осенью 2009 года, но он так и не потерял своего шарма. Ниже привожу его полностью.



Сегодня у нас рассказ о легендарном синем троллейбусе МТБ-82, который мы с Димой Чистопрудовым снимали в 7-ом троллейбусным парке.

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.




1. Сооружение грузового парка на 150 машино-мест на Нагатинском шоссе началось в 1962 году, но в процессе достройки было решено использовать его также для эксплуатации пассажирских машин. 30 октября 1964 года из ворот парка вышли три первых грузовых троллейбуса, а 11 ноября того же года на маршрут №40 — первые пассажирские машины. Сейчас парк насчитывает 250 машин.


2. На территории 6 гектаров находится открытая стоянка для машин, производственный и административный корпуса, склады ГСМ, цех-профилакторий, цех ремонта подвижного состава, столовая, амбулатория. Ворота боксов оборудованы воздушно-тепловой завесой, а ворота парка — механическими приводами. Поток состоит из 3-х линий, рассчитанных на 5 машин каждая.


3. Сегодня в 7-м троллейбусном парке находится легендарный «синий троллейбус» МТБ-82, воспетый Булатом Окуджавой в одноимённой песне. Представленный троллейбус № 1777 после списания использовался как бытовка в одном из санаториев. Сейчас он отреставрирован.


4. Для многих представителей старшего поколения МТБ-82 — это тот самый памятный «синий троллейбус», лирический образ ушедших времен. Действительно, в свое время он был практически единственной моделью советского троллейбуса. Появившись сразу после войны, он доминировал на улицах наших городов все 50-е и значительную часть 60-х годов, пока не был заменен более современными ЗиУ и «Шкодами». Дизайн кузова троллейбуса МТБ-82 заимствован у американского автобуса "Дженерал Моторс" 1940 года выпуска.


5. Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, производство старых троллейбусов ЯТБ на Ярославском автомобильном заводе было остановлено, а это был единственный завод, выпускавший троллейбусы. Во время войны были разрушены многие машины, заменить же их было нечем, так как новые троллейбусы не выпускались. Стране требовался максимально простой и технологичный подвижной состав, поскольку после войны общий уровень квалификации персонала транспортных хозяйств был зачастую недостаточен для эксплуатации сложных машин.


6. Разработка и выпуск новых троллейбусов были поручены заводу № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности в подмосковном Тушино. Новая машина - МТБ-82 — получила свой индекс от номера завода, аббревиатура же означала «Московский ТроллейБус». Следует отметить, что в советские времена засекреченным военным предприятиям, которых было множество, присваивался номер вместо названия, к таким предприятиям относился и Тушинский завод.


7. МТБ-82 по сути стал продолжением серии ярославских троллейбусов. Он был создан на основе не пошедшего в серию троллейбуса ЯТБ-5 и чертежей для непостроенного ЯТБ-6, который, в свою очередь, имел много общего с автобусами американской компании "Дженерал Моторс". Дизайн троллейбуса также был во многом схож с ярославскими довоенными машинами.


8. Главным новшеством в конструкции по сравнению с довоенными троллейбусами стал цельнометаллический корпус, сделанный из клёпанных стальных листов, кузов стал алюминиевым (наследие авиационной специфики завода). Вместимость троллейбуса по нынешним меркам кажется небольшой — 65 человек, но в те времена этого было вполне достаточно для городского троллейбуса.


9. В 1950 году производство троллейбусов на Тушинском заводе было свернуто из-за перепрофилирования предприятия и возобновлено только через полтора года на новом Заводе имени Урицкого в г. Энгельс Саратовской области. Несмотря на это, индекс у модели оставался прежним вплоть до окончания выпуска в 1961 году. Внешне троллейбус также не изменился, только эмблема Тушинского завода на передке троллейбуса была заменена пятиконечной звездой.


10. В середине 1950-х годов стало ясно, что МТБ-82 уже не удовлетворяет требованиям времени, несмотря на все свои достоинства. Довоенная конструкция полностью исчерпала резервы своего развития. На повестку дня вставал вопрос о разработке троллейбусов большого класса с несущим кузовом, автоматической системой управления током через ТЭД, реализации условий повышенной комфортности поездки для пассажиров и удобства работы водителя.


11. В местах, где маршруты троллейбусов расходятся, вместо автоматического переключения «стрелки» на проводах, водителю приходилось залезать на крышу троллейбуса за веревками и с их помощью переставлять токоприемник.


12.


13.


14.


15. Потом нужно было снова залезать для того, чтобы веревки положить обратно.


16. За 14 лет было выпущено около 5000 троллейбусов МТБ-82. Кузов этого троллейбуса стал основой для создания не менее легендарного трамвайного вагона - МТВ-82. Долгое время это была единственная модель троллейбуса, выпускавшаяся в СССР. Она была настолько распространена, что в 50-е годы само слово "троллейбус" у многих жителей Союза ассоциировалось именно с этой машиной. Во многих городах других моделей троллейбуса просто не было до начала 60-х годов.


17. В отношении комфорта МТБ-82 вообще не выдерживает какой-либо критики: узкие двери и проход по центру салона, маленькие окна, отсутствие передней накопительной площадки, непропорционально большая и насквозь промерзающая зимой кабина водителя. Всё это было следствием того, что на момент создания МТБ-82 стоял вопрос только об обеспечении перевозок пассажиров, а требования о комфортности поездки практически не принимались во внимание.


18. Посадка в салон производилась через ширмовые двери шириной 570 мм, одна из которых располагалась сразу за передней осью, а вторая - в заднем свесе. Обе двери были оснащены пневматическим приводом. Боковые окна в салоне небольшого размера, состояли из двух частей, причем нижняя часть могла подниматься вверх и закрепляться на различной высоте специальными защелками.


19. Кабина водителя занимает все пространство перед передней дверью.


20.


21. Комфорта у пассажиров при поездке на МТБ-82 практически не было. Очень узкие двери и отсутствие передней накопительной площадки затрудняли вход и выход, провоз габаритного багажа или детской коляски.


22. Проход между двухрядными сиденьями в середине салона был неширок, а сами сиденья располагались весьма близко друг к другу. Всего сидячих место было 38 пассажиров, ещё около 50 человек могли ехать стоя при максимальной загрузке троллейбуса. Часто возле задней двери было оборудовано место кондуктора, которое отделялось от самой двери стеклянной перегородкой.


23. Низкие окна затрудняли обзор стоящим пассажирам (а при отсутствии точки радиотрансляции не было иного способа узнать нужную остановку, кроме как заглянув в окно), невысокий потолок затруднял проезд людям высокого роста.


24.


25.


26. Водители-ветераны иной раз скептически и даже на грани издёвки говорили новичкам, что ЗиУ-5 и ЗиУ-9 - такие же неженки, как и новички-водители. В качестве своеобразного «теста на профпригодность» новичку предлагалось запустить в линию долго стоявший в резерве МТБ-82, у которого «трава в салоне выросла». Хорошее знание техники, простое устройство МТБ-82 и его нетребовательность к окружающим условиям делали эту задачу хоть и трудной, но вполне посильной. ЗиУ-5 и ЗиУ-9 после долгого простоя требовали куда более серьёзного вмешательства. Однако на этом список достоинств МТБ-82 заканчивался.


27. Усилитель рулевого управления на МТБ-82 отсутствовал, что требовало от водителя большой физической силы и выносливости. Также водитель был обязан чётко выполнять временную последовательность включения пусковых сопротивлений при разгоне. Хотя система управления имела защиту от неправильного их включения, но каждая позиция контроллера имела определённое предельное время включения. Его превышение было чревато перегревом и сгоранием пускотормозных сопротивлений. Из ходовых позиций только 8-я и 11-я дозволяли неограниченное время движения, поэтому владение педалью хода у водителя МТБ-82 должно быть отточенным до автоматизма. Постоянное изменение позиций контроллера при разгоне-торможении не лучшим образом сказывалось на утомляемости водителя.


28.


29.


30.


31.


32. Стопсигнал и поворотник. После окончания серийного выпуска МТБ-82 они ещё долго работали на городских маршрутах и списывались чаще всего не из-за технического состояния (оно более чем позволяло дальнейшую эксплуатацию), а как морально устаревшие машины. Из-за наличия поставок более многочисленных ЗиУ-5, а впоследствии и ЗиУ-9 не было смысла пытаться сохранить старые машины. Поэтому в основном к 1970—1975 гг. МТБ-82 исчезли с улиц городов СССР, а немногочисленные оставшиеся троллейбусы этой марки стали служебными или музейными машинами.


33. Панель приборов.


34. Троллейбус МТБ-82 можно увидеть на почтовой марке «Автотранспорт» из серии «Россия. XX век. Техника.», выпущенной в 2000 году.


Технические характеристики:
Длина: 10300
Ширина: 2600
Высота (с опущенными токоприемниками): 3600
Высота прохода (по оси), мм: 2000
Ширина прохода между сиденьями, мм: 650
Полная масса, кг: 14280
Количество мест при номинальной нагрузке: 65
Максимальное наполнение (8 чел/м2), чел.:
Мест для сидения: 40
Максимальная скорость, км/час: 60
Ускорение при разгоне, м/с2: 1,8

Дополнительный материалы:

GMC 1950, именно у него был заимствован дизайн МТБ-82. В автобусе именно этой модели в 1955 году Роза Паркс отказалась уступать место белому мужчине


МТБ также стали первым за всю историю типом троллейбусов, соединенных в поезда.


Я не очень представляю, как крутила руль хрупкая женщина. Непростая это работа - водитель троллейбуса МТБ. В зимнее время непропорционально большая кабина водителя плохо отапливалась, по воспоминаниям нижегородских женщин-водителей, «сидит вожатая, закутанная в шубу, как квочка» и ведёт свою машину, как танк, смотря через узкую смотровую щель в заледеневшем лобовом стекле у маломощного оконного обогревателя.


В салоне. На втором диванчике сидит девушка-кондуктор.


В связи с поголовной механизацией ручного труда в 1959 начался переход на бескондукторский метод обслуживания пассажиров. Кондуктора-человека заменила машина-кондуктор - механическая билетная касса. На фото - такая касса в салоне троллейбуса МТБ-82.


Обычные МТБ-82 2146 и 2048 (постр. 1961 и 1959 г.) после капремонта ждут презентации у Кремлевской стены. Зачем и кому – неизвестно. Эмблема у 2146 – не настоящая, а с раннего МТВ-82 конца 1940-х.


Фото В.Шрайнера, октябрь 1959 г. Именно этот троллейбус МТБ-82Д тушинского производства № 1332, списанный в 1969-м году, "дожил" до апреля 1998-го года в виде сарая-склада в одной из деревень московской области.


При подготовке текстов использовались сайты:
"Фотографии старой Москвы"
http://trek.ruz.net/troll/trollcars/mtb82.shtml
http://gortransport.kharkov.ua/routes/ps.php?ps_id=52
http://ru.wikipedia.org/wiki/МТБ-82

Вы можете помочь "Городским проектам" сохранить такой важный для Москвы вид транспорта, как троллейбус:

[Больше способов пожертвований (Альфа, Яндекс, Qiwi, PayPal и другие)]

---------------------------------------------

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 
Инстаграм
343603Одноклассники

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Продать в частные руки, реставрировать, перевести на топливо и катать народ
Блин, хоть и день Троллейбуса, но.. не нравятся мне эти ваши троллейбусы. Ну вот не нравятся и все тут. Дурацкие они.
Симпатичный троллейбус. Но в данном случае возникает вопрос, проведя это день вместе с тобой и городскими проектами, хочется узнать, каков у нас будет результат. Я поддерживаю троллейбус как общественный транспорт. Но, если произойдет волевое решение, то мы потеряем этот вид общественного транспорта не взирая. Какой резонанс ждешь и какую идею преследуешь? (Я читал за неск дней пост у тебя и у Максима). Ответов они не дали
Ничего страшного если потеряем. Пусть будут вместо них будут трамваи, они лучше.
Блин! Думаю, что такая местность знакомая :) правда так и не понял, где это именно.
Я на таком ездила... Только он в моей памяти не такой ядрено-синий...
задолбали оба с Кацем, через 20-30 лет все троллейбусы вымрут и останутся лишь электробусы.
Когда-то Москва была такая красивая - без пробок и без давок в общественном транспорте.))
Москва перестала быть Москвой после выхода за валовые улицы IYKWIM.
Какой ужас, я помню эти мини-урны "Для использованных билетов"! Они до начала 90-х еще были, кажется.
Троллейбус ЯТБ-1
Год выпуска – 1936
Годы эксплуатации в Ленинграде – 1936 – 1953
Производство троллейбусов на Ярославском автомобильном заводе было начато в 1936-м году. До этого троллейбусы в небольшом количестве изготавливались на московском Сокольническом вагоноремонтном заводе. Новые машины имели обтекаемый кузов и многоцветную покраску. На изготовление только деревянного каркаса кузова уходило до 70% общего объёма работ, причём заготовки для каркаса (брусья) в течении нескольких месяцев обрабатывали и сушили до того, как они попадали на ЯАЗ.

Этот троллейбус уникален. Это единственный экземпляр ЯТБ-1 сохранившейся до наших дней. Его совершенно случайно нашли на дачном участке где-то под Нижнем Новгородом в 1996 году. Владелец участка использовал его в качестве сарая. В 2000-м в его доставили в Санкт-Петербург на реставрацию которая продолжалась 5 лет.

20140127_151343
20140127_151404
20140127_151424
20140127_151524
20140127_152124
20140127_152828
20140127_152835
20140127_153101
20140127_153109
20140127_153239
20140127_154054
20140127_154216
20140127_154234
20140127_154318
Нынешнему троллейбусному парку Москвы (подставить любой российский город) до лионских стандартов приблизительно столько же, сколько он ушел в развитии от этого чуда из 50-х.
Надоело про троллейбусы.
Ну раз уж про них, то они точно лучше автобусов и метро.
Но трамваи-то еще лучше!!!!
Да, кстати, а почему с маршрутками не борются, почему не вводят / не добавляют нормальный общественный транспорт по их маршрутам?
а Кремль и вправду беленный немного, так куда красивее, и не красный, и не белый. нынешний вид Кремля давящий, кровавый какой-то и гаражный
Добрый день, Илья!

Меня интересуют Ваши посты про "городские проекты".

Пишу о теме, которая, казалось бы не актуальна в настоящее время - уборка снега с улиц.
Но мне кажется как раз летом она и актуальна. Ибо бюджет...

Я работаю на территории стадиона "Лужники".
Каждый день я иду от станции метро "Спортивная" на работу, а потом обратно.
Каждый день я дважды перехожу улицу Лужники. Вы знаете эту улицу?
Особенность ее в том, что она закрыта для проезда обычным транспортом: или по пропускам или за деньги. Есть еще троллейбусное депо, но оно занимает самый конец улицы.
Пропусканя способность этой улицы в силу обозначенных выше причин 1-2 машины в минуту... в час пик.

В чем собственно мое возмущение? - Когда в Москве выпадает снег, движение затрудняется. Иногда город встает в пробках. "Комунальщики" не справляются.
Но это не касается улицы Лужники. Эту "транспортную артерию" всегда чистит колонна спецтехники. Пусть весь город стоит в пробках, но тут всегда будет чисто.

Я подозреваю, что это не просто так. Видимо, критерии оценки эффективности работы спецавтохозяйств негодные в принципе. Полагаю, что им платят за пройденные километры. Вот и получается, что очистить пустую улицу - беспроблемно и выгодно. Никто не мешает - можно намотать много пробега сразу у многих машин. А так как Лужники - это почти центр, то расценки там могут быть высокие.

Я эту картину наблюдаю в течение уже полутора лет.

Мою догадку подтвердила недавний резкий снегопад. - Выпало много снега. Но было тепло и он стал резко таять.
Видели бы вы колонну из трех единиц спецтехники которая бросилась убирать площадку на территории стадиона (там обычно "зимний город" делают, а этой зимой на этой площадке стоял цирк "Дю солей"). При том, что снег интенсивно таял, и его никуда не вывозили, а просто счищали в сторону, ТРИ единицы спецтехники резво нарезали круги по площадке, которой в это время никто не пользовался вообще! Просто месили снег, это были абсолютно бесполезные действия.

Если тема Вас заинтересовала, то могу на месте показать что да как. Конечно, сейчас снега нет и уборки мы не увидим. Но сейчас идет закрытие контрактов и скоро будут конкурсы на следующую зиму, которые также успешно будут поделены.
Для того, чтобы этих жуликов вывести на чистую воду, нужно хорошо подготовиться.
← назад